Читателеведы

директор детской областной библиотеки имени Величкиной Ирина Тамаева Ростов-на-Дону фото Веры Волошиновой— Библиотеки, если хотите, часть национальной идеи. А детские библиотеки – основные провайдеры культуры в среду подростков, — уверена директор детской областной библиотеки имени Величкиной Ирина Тамаева. Как же обстоят дела у 104 таких «провайдерах» в городах и районах области, которые призваны стать и информационно-образовательными центрами, и «точками роста» духовной культуры детей? Прежде всего, о ней — детской областной библиотеки имени Величкиной, которая скоро отпразднует свое столетие. Не иначе, как с гордостью говорит Ирина Николаевна о том, что у библиотеки нет проблем с финансированием: в 2008 году более 500 тысяч рублей из областного бюджета выделено на приобретение книг, то есть, на комплектование. Проблема в том, что и многие дети, и их родители не знают о тех ресурсах, которыми обладают библиотеки сегодня. На Днях библиотеки, которые провели сотрудники детской областной в школах Ленинского района Ростова-на-Дону, для многих стало настоящим открытием, какие потрясающие книги, оказываются, существуют – только руку протяни, и  при этом знакомство с ними — бесплатное.

Для библиотек области средства на комплектование также предусмотрены в областном бюджете. Министерством культуры прилагаются все усилия, чтобы эти суммы поступили на места и были израсходованы по назначению. 30 процентов норматива обязано быть использовано муниципалитетом на комплектование своих детских библиотек. В абсолютном большинстве муниципалитетов, по сведениям Ирины Тамаевой, все это выполняется.

Но при приобретении литературы у тех, кто работает в территориях, возможности ограничены, хотя сегодня ресурсы интернет позволяют заходить на порталы книготоргующих и книгоиздающих организаций, знакомясь с их перспективными планами. Этим, казалось бы, все препоны для обновления фондов сняты.

Однако сегодня мы расхлебываем, считает Ирина Николаевна, последствия  абсолютно провальной культурной политики государства 1990-х годов, когда думающие и профессионально мыслящие кадры покинули отрасль. Ибо жить на зарплату от двух до четырех тысяч рублей и сегодня попросту невозможно.

Сейчас положение несколько изменилось – не только в областных библиотеках, но и в некоторых муниципальных есть 50-процентная надбавка библиотекарям. Но, как понятно, не во всех. Потому и работают в детских библиотеках зачастую вчерашние выпускницы школ, как раз-то об электронных ресурсах для обновления фондов и не знающие. Учёба-то на базе детской областной библиотеки идет постоянно, но количество профессиональных библиотекарей, оканчивающих сегодня Ростовский колледж культуры, катастрофически мало – в соответствии с той же финансовой проблемой.

А библиотекарей именно для детских библиотек не готовят вообще. А работа-то и во «взрослой» библиотеке предполагает не только профессиональные знания библиотечного дела: чтобы отвечать на все возрастающие запросы читателей необходимо быть и филологом, и психологом, конечно же, педагогом и обязательно разбираться в информационных технологиях. Принятая было в 2002 году национальная программа, призванная развивать навыки чтения у российских граждан и предусматривающая подготовку педагогов-библиотекарей, в большинстве своих положений так и осталась на бумаге, ибо не была подкреплена финансово.

Кадры кадрами, но есть случаи, когда книги на заданную в школах тему найти в детских библиотеках муниципалитетов невозможно. Процент обновления фондов категорически мал – от 0,3 до трех процентов. Оптимальным же считается 5-процентное ежегодное обновление фондов.  Литература попросту ветшает, а заменять ее нечем: тиражи детских книг очень малы – пять-семь тысяч, и эти книги (пишут, пишут все-таки сегодня для детей!) не доходят до провинции. Дела же с детской научно-популярной литературой  вообще плохи. Сегодня в лучшем случае идут переиздания того, что выходило раньше. Даже в литературных конкурсах сегодня не заявляются  такие жанры. Потому и утрачивается культура именно не развлекательного чтения. Познавательное чтение всегда было уделом избранных, но процент таких читателей, к сожалению, сегодня уменьшается.

И, тем не менее, в детскую областную библиотеку имени Величкиной из соседних школ по-прежнему приводят записываться первоклассников целыми классами. И ее сотрудники (не просто книговеды — читателеведы) используют все имеющиеся в их распоряжении возможности для привлечения детей к чтению – через игру, театральные представления, аудиокниги, яркие, эмоциональные беседы, фильмы, электронные ресурсы Интернет, клубную работу. Пристрастившийся к чтению ребенок стоит того: ведь, как говорит бывшая директор детской областной библиотеки им.Величкиной Людмила Парамонова, дети, выросшие в библиотеке – это другие дети.

«Молот», 27 мая, с.1-6

Яндекс.Метрика