В инженеры — с младых ногтей

инженер с ТАНТК

Экономика Дона будет расти по кластерному принципу. Согласно кластерной теории развития кооперация должна помочь развиваться ее участникам намного быстрее. ДГТУ стал неотъемлемой частью кластера машиностроительных технологий, который создается в области. Одной из главных его задач по-прежнему является подготовка высококвалифицированных кадров, которая сегодня начинается с самого раннего возраста будущего инженера.

— Мы должны были объединиться, потому что сделать то, что мы хотим — воспитать современного инженера, по одиночке не получится, — говорит Юлия Верченко, специалист управления научных исследований ДГТУ.

Проректор по инновациям ДГТУ Игорь Богуславский утверждает, что выстраивается система непрерывного образования сегодня согласно принятому новому закону «Об образовании». И только в этом ключе можно говорить о кластере образовательном, подразумевая некое объединение (не обязательно жесткое) всех возможных образовательно-обученческих цепочек для человека в течение всей его жизни. Сегодня в «поле притяжения» ДГТУ есть детские сады, школы, есть колледжи, в самом университете — аспирантура и докторантура. В роли научного центра кластера машиностроительных технологий ДГТУ разрабатывает свои и приводит в регион иные передовые технологии, «опускает их на землю» и внедряет, отслеживая перспективы.

Как же идет сегодня воспитание будущего инженера? Начинается оно в «Топольке» и «Березке» — двух подведомственных ДГТУ детских садах, педагоги которых прошли курс повышения квалификации в университете. С детьми проводятся занятия, связанные с конструированием, социальные ролевые игры, в которых объясняется, кто такой инженер, и как он помогает сделать окружающую жизнь лучше.

Ростовская школа № 50 стала техническим лицеем, где с начальных классов ребята погружаются в углубленное изучение математики, физики, астрономии, химии с педагогами, которые преподают в университете. Более того: уже нет, наверно, в Ростове школ и мало их осталось в других городах, которые не сотрудничали бы с ДГТУ. «И везде мы стараемся организовать кружки робототехники, — говорит Юлия Верченко, — стараясь возродить традиции русской инженерной школы на Дону. Важно развить умение детей делать что-то полезное своими руками, воспитать навыки инженерного мышления». Потому и выпускники университета, покидая его стены, обязательно имеют опыт работы на предприятиях по выбранной специальности.

И школьники, и студенты колледжей принимают участие в корпоративных мероприятиях университета, что позволяет им погрузиться в атмосферу вуза еще до того, когда они студентами перешагнут его порог.

А вот обучение в самом вузе встроено в то, что называется кластером машиностроительных технологий. Вообще-то таких кластеров на Дону создается несколько — экостроительный, нанотехнологический и другие. ДГТУ — это тот центр машиностроительного кластера, который обеспечит будущие передовые производства кадрами и научной базой. Так что ответственность лежит на вузе большая.

Южный центр модернизации машиностроения появился в ДГТУ два года назад. Он создан с целью переподготовки и повышения квалификации кадров для действующих промышленных предприятий. Первыми, разумеется, прошли обучение в этих классах студенты ДГТУ. Кстати, сами студенты при желании могут, обучаясь на инженеров, получить и рабочие специальности. Так, при кафедре сварочных производств можно получить профессию сварщика.

Но задачи южного центра модернизации машиностроения шире: часть оборудования (токарные, фрезерные и другие станки, клавиатуры с симуляторами управления станков с ЧПУ, а также программное обеспечение) и наглядные пособия учебных классов предоставили фирмы-партнеры, Siemens, например. Планируется не только проводить обучение, но и вместе с предприятиями разрабатывать технологии, отрабатывать производственные процессы, и все это — с целью технологического перевооружения заводов, связанных с металлообработкой.

А если само производство не всегда соответствует выученному высококвалифицированному инженеру?

— Не уверен, — говорит Игорь Богуславский, проректор ДГТУ по инновациям, — что не соответствует. В основном, приходят наши выпускники на производства с наших корпоративных кафедр и двух корпоративных факультетов, на которых предприятия готовят кадры для себя. А это крупнейшие предприятия области — Ростсельмаш, НЭВЗ, «Роствертол» и другие. Будут образованы и две специализированные лаборатории для «Глории Джинс». Так что наши студенты, проходя практику на этих предприятиях, уже представляют себе, что они будут делать после окончания вуза. А в перспективе мы хотим готовить инженера, который сам в состоянии создать производство и поставить задачу.

С 1 сентября в ДГТУ будет предложен новый способ формирования групп на старших курсах, когда вместе учатся и инженер, и экономист, и гуманитарий, и все они вместе — команда, работающая над одним проектом. Будет не просто интересно всем. Сотрудничая, будущие специалисты получат знания в других сферах в дополнение к выбранной профессии и наработают навыки социального общения, которого сегодня так не хватает узким профессионалам.

С 2013 года в ДГТУ запущен проект научного прогнозирования, который позволяет предвидеть проблемы, возникающие на предприятиях разного профиля. В рамках этого проекта выстраиваются технологические цепочки развитии того или иного производства, что позволяет готовить кадры под это развитие. И студент, приходя из вуза на завод, готов к ситуации, которая там складывается.

А таких предприятий-партнеров у вуза 122 — 82 российских и 40 зарубежных. Это вузы, крупные производственные компании, банковские предприятия из тех, которые работают в области. А на столах у руководства тех, кто только собирается это сделать, уже лежат предложения из ДГТУ по подготовке для них кадров.

Яндекс.Метрика