Они ковали счастье

Афиша выставки Ростовского музея современного искусства на Дмитровской 'Кузнецы счастья', Ростов-на-Дону, фото Веры Волошиновой

Афиша выставки "Кузнецы счастья"

Ростовский музей современного искусства на Дмитровской перед новогодними праздниками открыл выставку, казалось, своей темой никак с этими самыми праздниками не связанной. Но праздник у посетителей музея все-таки состоялся: так всегда происходит при встрече с настоящим искусством.

— Тема человека труда, скорее всего, очень нескоро станет привлекательной для наших художников, — вздыхает Марина Приходько, директор МСИИД. – Сейчас не модно работать, сегодня модно зарабатывать. Но ведь дело, наверно, не в теме, а точнее, заказе художнику, который существовал во все времена. Дело в том, как сам творец подходит к изображаемому.

Славить труд, как помнят все, в советском искусстве было главной обязанностью художника (поэта, музыканта, живописца) – если, конечно, он хочет не «писать в стол», а попадать со своими произведениями в планы издательств, на выставки, на сцены театров. Однако именно людей, имеющих дело с изобразительным искусством, оказалось «построить» в этом смысле трудней всего. Когда в 1932 году Серго Орджоникидзе, тогда – нарком промышленности – призвал (но – не приказал!) художников отразить успехи индустриализации, то из более чем 20 залов выставки всего два были заняты полотнами на эту тему. К концу 1930-х годов метод соцреализма восторжествовал на просторах страны. И поскольку писать о социалистическом рае оказалось довольно выгодным, многие творцы бросились его восхвалять в своих произведениях, имея, правда, за плечами опыт русского авангарда. Не столь и плохи были эти пафосные картины. Не «наступали» на творческий пафос и в годы Великой Отечественной. А вот после предпочтение стало отдаваться «понятным народу» произведениям. В 1957 году был создан Художественный Фонд, который распределял заказы на подобные творения среди художников. Впрочем, заказчики были не только от госорганов. На выставке в рамке висит указания художнику одним из таких «заказчиков», сделанные к картине «Студенты техникума в поле». Там, ни много, ни мало, написано: «Показать трактор с культиватором на междурядной обработке свеклы. Убрать канаву».

Так вот — о том самом подходе к теме. В первом зале аккурат напротив друг друга висят две картины — Евгения Покидченко и Ивана Язева. И тема-то, казалось бы, одна – но как отличаются полотна друг от друга: условность одного (чего стоит эта ярко-красная капля расплавленного металла у Покидченко!) и озаренные светом плавки весьма реалистичные фигуры рабочих у другого.

Можно найти на выставке работы, в которых отражены интонации «сурового стиля», возникшего в начале 1960-х как протест против приторного пафоса. Интересна графика, где художники демонстрируют мастерское владение рисунком. А чего стоят «Заводские трубы» Владимира Леня «с большим вниманием автора к декоративным возможностям цвета и композиции», как написала когда искусствовед Юлия Рудницкая. О большой культуре художника говорит, казалось бы, скромный «Портрет рабочего» Г. Михайлова. В сдержанных, благородных тонах передана поэтичность натуры юноши в спецовке. А рядом совсем другое: насыщенные тона «Послевоенного лихолетья» Ефименко-Алетенюк, яркая экспрессия женских фигур.

Сама выставка недаром открылась в преддверии 70-летия утверждения звания Героя Социалистического Труда. «И наша цель нашей выставки, — говорит Марина Приходько, — предложить посетителям музея объективно проанализировать работы, рожденные в СССР». Как сказал Самуил Маршак: «Каждый человек кузнец своего счастья, но не каждый знает, кому принадлежит эта кузница». Быть счастливым решает каждый человек, а не за него – вся страна. В этом решении и заключается истинная свобода художника, о которой и предложена делать выводы посетителям выставки, которая будет работать до 31 января.

Читайте также...

Яндекс.Метрика