Образование – на расстоянии

В компьютерном классе РКСИ, Ростов-на-Дону, фото Веры Волошиновой

В компьютерном классе РКСИ

Использование информационных технологий обучения как нельзя лучше вписывается в систему непрерывного образования. В каком нынче состоянии на Дону то, что по привычке называют «дистанционным образованием».

Начавшийся было бурный рост системы дистанционного образования как формы ограничен поправками в закон «Об образовании», где понятие «дистанционное» сведено к технологиям. Теперь в стране существует заочно-дистанционная форма обучения, где во втором звене системы – студент-способ коммуникации-преподаватель – лишь некоторое место занимают информационные технологии.

С точки зрения студента, учиться желающего и (главное!) умеющего, получение образования «на расстоянии» очень удобно. Фактически в любой момент он может зайти на соответствующий сетевой ресурс своего учебного заведения и проконтролировать и количество накопленных баллов по сданным курсам, и свой счет (эта форма образования платная), и познакомиться с методическими разработками курсов. Такой ресурс разработан, но пока не внедрен в РГЭУ. В полной мере все это воплощено в Ростовском колледже связи и информатики. «У нас есть электронные учебники, разработаны все формы электронного экзамена, – рассказывали пару лет назад автору этих строк на экономическом факультете ЮФУ. – Но главный вопрос – идентификация отвечающего. То есть, сам ли он, общаясь с преподавателем по Интернету, отвечает на вопросы?» Такой вопрос может возникнуть только в России, где довольно часто в учебное заведение идут не за знаниями, а за дипломом. В Старом Свете проблема давно решена. Недаром еще в 2005 году объем европейского рынка дистанционного обучения составил шесть миллиардов долларов.

Привлекает форма заочно-дистанционного обучения и возможностью индивидуального подхода. Студент, имея доступ к компьютеру, может обучаться в любое удобное для себя время. «У нас учатся студенты из разных краев, – рассказывала «Молоту» замдекана дистанционно-заочной формы обучения факультета информатизации и управления Людмила Димитриева. – Есть возможность построить для них «плавающий» график сессий».

Экономическое образование более чем востребовано, потому этот вуз пошел навстречу огромному числу желающих учиться при резком дефиците учебных помещений и преподавательских кадров. Инициатор появления новой формы обучения, профессор Илья Бугаян докладывал в 2000 году ученому Совету вуза, что более четверти студентов, получающих образование в заочно-дистанционной форме, осваивают учебные планы с опережением.

Второй фрагмент системы – разработка методических пособий и учебников, куда можно вносить изменения по мере изменения, скажем, того же законодательства. Это требует ресурсов – как преподавательских, так и материальных. И если у руководства учебного заведения есть понимание необходимости не только такой работы, но и связанной с появлением «образования на расстоянии» соответствующей инфраструктуры, то получается такой результат, как в РКСИ. По словам директора этого колледжа Михаила Стрюкова, за годы существования отделения инновационных технологий обучения (нынешнее название) по форме экстерната здесь получили образование более тысячи ребят. Михаил Борисович напомнил о той роли, которую сыграют, по его мнению, дистанционные технологии в условиях кризиса при переподготовке освободившихся работников. В государственной программе обучения детей-инвалидов на первое место, без сомнения, также выйдут дистанционные технологии обучения.

Второе высшее образование, переподготовка специалистов (правда, не всех специальностей)– это сейчас те сферы образования, где наиболее задействованы дистанционные технологии обучения. Трудно назвать донской вуз, где этого нет. Недавно в РГЭУ завершен совместный международный проект дистанционного обучения подготовки специалистов кредитной кооперации. По мнению проректора по информатизации Ростовского института повышения квалификации и переподготовки учителей Михаила Сухлоева, именно дистанционные технологии уже в этом году позволят повысить квалификацию большему числу педагогов, чем предполагалось. Хотя сегодня, считает Михаил Петрович, уже необходимо создавать соответствующую информационную среду.

Кто этим займется? Можно сколь угодно вспоминать «Электронную Россию», но в каком из донских вузов, имеющих заочно-дистанционную форму обучения, студент может оплатить свою учебу через «Яндекс-деньги»? В каком учебном заведении не идет скрытая борьба отделений обычных заочников (да и очников!) и «дистанционщиков», где обучение стоит меньше? Где абитуриент сможет увидеть рекламу именно «образования на расстоянии» и заинтересоваться им? И, наконец, где те многочисленные провайдеры, присутствие которых почти незаметно не только в дальних от Ростова, но и в ближайших муниципалитетах?…