Современное оборудование? Под конкретного учителя!

Школа равных возможностей и успешной социализации 4 города Батайска, Ростовской области

Школа № 4 города Батайска

Двухлетний период модернизации общего образования Ростовской области с участием огромных сумм федеральных средств подходит к концу. Что изменилось в донских школах с поступлением современной техники? Как используют учителя ее для организации учебного процесса? Побывав в батайской школе № 4, пришлось убедиться: такое оборудование, конечно же, было необходимо, но не заработало бы оно на все 100 процентов, если бы не учителя.

Интерактивный урок в 4-ой батайской школы

Ученики 4-ой батайской школы на интерактивном уроке

Пятикратный лидер городского рейтинга общеобразовательных учреждений, школа № 4 Батайска ведет свою историю с 1898 года. За прошедшие десятилетия она обрела непререкаемый авторитет среди жителей Батайска-Западного — района, где она находится. И есть за что ее уважать.

В этом учебном заведении, кажется, воплотились все достижения современного общего образования, хотя директор школы Галина Збыковская считает, что проблем как в современной школе, так и конкретно в этой — хватает.

Учитель меняющийся

директор школы №4 Галина Збыковская

Директор школы №4 Галина Збыковская

— В школе много проблем, — повторяет Галина Дмитриевна, — но сегодня они, в основном, нематериальны. Речь идет об отношении к образованию, которое у разных родителей, ох, какое разное. А материально государство сейчас поддерживает школу хорошо. У нас сегодня хорошие зарплаты (средняя — до 25 тысяч рублей), и мы это ценим. Учитель должен себя чувствовать обеспеченным: хороший учитель этого заслуживает. У нас — подушевое финансирование, а школа большая — 1350 человек, потому средств хватает. И мы их умеем считать.

— Покупая оборудование, — продолжает рассказ директор, — мы всегда его приобретаем под конкретного учителя, который с ним будет работать. То есть, нет такой цели — купить и везде расставить. Практически в каждом классе у нас есть интерактивные доски, но «пионерами» здесь стали те, кто хотел с ними работать. Первая доска была куплена на средства президентского гранта в 2008 году. Мы приглашали представителей ИППКиПРО с тем, чтобы они нас обучали работе с ней. А потом работой с такими досками заразились все остальные. И если сегодня в классе нет такой доски, педагоги возмущаются: «А почему, собственно говоря, нет?!», потому что они видят, что ее использование дает вполне определенные результаты.

Но сами по себе информационные технологии — не панацея, хотя оно помогает двигаться вперед. Главная фигура — учитель, его манера говорить, двигаться, общаться. Только все это вместе дает результат. Сейчас мы ожидаем поступление передвижного компьютерного класса и получим его до Нового года. Уже стоят, ждут установки еще четыре интерактивных доски, и все 34 класса у нас теперь будут иметь такие доски. Но каким успехом пользовалась первая интерактивная доска?! Стояла очередь из ребят, желающих с ней поработать. А сегодня для них это обычное дело. Уже и для четвероклассников работа не только с доской, но и на компьютере — не проблема.

Коллектив школы — более 90 человек — это и сами педагоги-предметники, и педагоги дополнительного образования. И все они должны меняться в соответствии с требованиями времени. Учитель, не работающий над собой, в нашем коллективе не пользуется уважением.

В рамках реализации проекта по модернизации общего образования школа № 4 Батайска с углубленным изучением отдельных предметов приобрела
— экспериментально-опытное оборудование для кабинетов физики, химии, биологии на сумму 596 тысяч рублей;
— систему для видеоконференцсвязи, обеспечивающую возможность проведения дистанционных уроков, видеоэкскурсий и конференций;
— спортивное оборудование и инвентарь на сумму 522,4 тысячи рублей;
— технологическое оборудование для столовой
В школе установлена система доврачебного диагностирования здоровья учеников АРМИС. В кабинетах школы имеются 98 компьютеров, 80 процентов кабинетов подключены к Интернет. Для 100 процентов учеников обеспечен доступ к электронным обучающим ресурсам

Урок для всех желающих

Увидеть то, как соединены современные технологии и мастерство учителя, довелось на уроке физики, который преподаватель Наталья Владимировна Саенко, она же победитель конкурса в рамках ПНП «Образование», она же Соросовский учитель, вела в школе № 4 для 10 класса. На связи находились учащиеся лицея № 10 и школы № 6 Батайска. Их хорошо было видно на экранах передвижного монитора. За учителем все время «следовала» видеокамера, потому школьники, находящиеся далеко от этого класса, не только могли слышать ее объяснения, посвященные силам природы, но и видеть каждый ее жест.

Интерактивный урок физики Натальи Саенко

Урок ведет Наталья Саенко

Урок шел блестяще. Каждый вопрос учителя вызывал «лес» рук желающих ответить. Причем вместил этот урок и объяснения, и опрос, и практическую работу.

— А не слишком ли идеально ведут себя на этом уроке ребята? — довелось потом у директора школы.

— У этого педагога по-другому не бывает, — последовал ответ.

По данным министерства общего и профессионального образования Ростовской области в 2012 году в 60 школ в рамках проекта модернизации общего образования было поставлено оборудование для проведения в режиме видеоконференцсвязи дистанционных уроков, интернет-олимпиад, заседаний методобъединений для учителей, международных мероприятий. В 2013 году еще 63 школы области получили такое оборудование.

Виртуальная экскурсия по реальному музею

Благодаря наличию мобильности у системы для видеоконференцсвязи из музея школы № 4 экскурсии можно вести для любого уголка России. Та, которую довелось увидеть, вела Елена Викторовна Попова, заслуженный учитель РФ и директор школьного музея провела для ребят из клуба «Прометей» школы № 6 Батайска.

Виртуальная экскурсияпо школьному музею

Виртуальная экскурсияпо школьному музею

Более всего зрителей этой необычной экскурсии заинтересовал школьный дневник, находящийся в одной из витрин. Он, заполненный одними «двойками» и «единицами»,  был найден в щели старого пола школы.

Музей в школе существует с 1964 года и сегодня насчитывает более трех тысяч подлинных вещей разных времен. На его базе работает движение «Рубеж».

Чего только нет в музее — от первого номера газеты «Искра» (!) до авоськи из недалекого прошлого, от остатков хлеба блокадного Ленинграда до фрагментов бандитского обреза и ученической шпаргалки. О каждом экспонате можно рассказать удивительную историю, поскольку собрано все это ребятами и жителями города.

Экспонаты здесь хранятся бережно, каждый из них оцифрован. И каждый первоклассник со своими родителями проходят через этот школьный музей. В сентябре в школе — традиционная выставка подарков музею от каждого класса.

«Олимпия», из руин восставшая

И спортивное оборудование в эту школу поступило, что называется, по заслугам. Четвертая — школа не маленькая, а спортивный зал, тогда, в 1990-е, был один на 1600 учеников. И даже созданные в подвале школы еще два небольших спортзала проблемы не решали. Рядом же находился заброшенный и полуразрушенный кинотеатр. И директор Збыковская выступила с идеей превращения этих руин в школьный спорткомплекс. Так с помощью города появился школьный спорткомплекс «Олимпия».

В рамках сетевого взаимодействия на занятия каратистов, дзюдоистов, туристов, борцов сюда приходят тренеры из ДЮСШ № 1 и ДЮСШ № 2. Комплекс работает с девяти утра и до девяти вечера. В школьном спортзале идут занятия секций по игровым видам спорта. Сейчас там установлены тренажеры, и зал занят и в субботу, и в воскресенье. В итоге спортом в школе занимаются до 90 процентов учеников. И те чемпионы мира и Олимпийских Игр, которые вышли из стен этой школы, также начинали свою спортивную жизнь в ее спортсекциях.

х х х

И еще один показатель, который, без сомнений, характеризует эту школу: сюда, получив профессию учителя, возвращаются ее ученики, которые составляют уже более половины педагогического коллектива. А всего за последние пять лет здесь начали свою трудовую деятельность более десяти молодых учителей. Для них влиться в такой коллектив можно считать настоящим везением.

— Это нам повезло, — говорят умудренные опытом педагоги. — Ведь пришли не временщики, а те, кто действительно хочет работать в школе.