О самом умном друге человека

Исторические похождения лошади

В ходе археологических раскопок ученые установили, что на обширной территории к северу от Кавказа лошадь была одомашнена в третьем тысячелетии до нашей эры. А в пятом веке до нашей эры древние историки, в частности, Геродот, сообщали о высоком уровне развития коневодства у скифов. Недаром же отец Александра Македонского — Филипп приказал привести с Дона 20 тысяч кобылиц для улучшения местной породы.
У скифов была замечательная легкая конница. Их воины на резвых, как вихрь, лошадях летали по степным просторам, имея особые тактики борьбы с противником. Как гласят летописи, в 513 году до нашей эры скифские всадники разгромили войско персидского царя Дария, вторгшегося на их земли, а спустя 183 года та же участь постигла и самого Александра Македонского.

В истории нашего Отечества лошадь существует с незапамятных времен. В древней Руси хорошая лошадь стоила очень дорого, и владеть ею мог лишь очень богатый человек. В те времена, видимо, и родилось слово «князь», которое происходило от «конь-язь», то есть, «имеющий коня».

Первая государева конюшня появилась при Иване Ш в селе Хорошеве под Москвой, и это означало, что в России фактически появилось конезаводство. В 1496 году при царском дворе был организован Конюшенный приказ (ведомство), который ведал разведением и содержанием лошадей.

А первые конные заводы в России были основаны в 1557 году при Иване IV, когда боярин Шереметьев захватил 60 тысяч лошадей у крымского хана Давлет-Гирея.
Отечественное конезаводство и коневодство особенно поднялись при Петре I. Он приказал создать конные заваоды в Казанской, Азовской и Киевской губерниях и в Астрахани. Заботясь в первую очередь об армии, Петр не забывал также и об обывателях, которым вменяется в обязанность «улучшать существующие виды коней…».
Благодаря неустанным заботам Петра I о русской армии, она стала сильнейшей в Европе.
В регулярных войсках находились почти 200 тысяч человек. Около сорока тысяч из них составляли всадники — драгуны и казаки — донские, яицкие, волжские, украинские.
Чтобы залечить раны, нанесенные Отечественной войной 2812 года, был создан государственный комитет конезаводства, поощрявший создание частных конных заводов. К середине этого столетия таких заводов в России было уже около 900.

Улучшались породы лошадей, и по их количеству к концу ХIХ века Россия вышла на первое место в мире. По данным 1895 года, из 60 миллионов лошадей, насчитывающихся в мире, 25 миллионов служили людям в России, при этом изрядное количество лошадей вывозилось за границу.

Про завод и ремонт

А знаете, откуда пошло слово «завод»? От лошадей пошло, от конноводческого дела. «Заводить новую породу, разводить племя от добрых лошадей», — говорили наши предки. И вот место, где этим делом занимались, и было названо заводом. Никаких других заводов тогда и в помине не было.

А каков, например, смысл слова «ремонт»? Из французского языка оно взято и означает пересаживаться на новых лошадей, обновлять конный состав кавалерии. В Ростовской области есть село Ремонтное. Его потому и назвали так, что в этих местах готовились ремонтные кони, кони для русской армии.

Про Флора и Лавра

На Руси повсюду глубоко почитали и любили своих помощников в сельских трудах и скорбях, покровителей домашнего скота — мучеников Флора и Лавра. Жители ямских слобод возводили храмы в их честь. Существовал тогда и удивительный обычай: на «лошадиный праздник», как называли день памяти Флора и Лавра (31 августа), пригоняли к церквям лошадей из всех окрестных сел. В гривы и хвосты лошадей вплетали ленточки и куски кумача, наряжали их в расшитые попоны. После молебна перед церковью лошадей окропляли святой водой. Тогда эти святые покровители лошадей были известны всем: их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме.

Вещий каурка

Помните: «Сивка-бурка, вещий каурка…»? Почему «вещий каурка»? Вещий, значит, мудрый, обладающий даром предвидения. Откуда появились у человека такие представления о лошади?

В древние времена у славян, греков, германцев, индийцев и других народов были широко распространены верования в то, будто лошадь может предсказать судьбу. Знаменитый римский историк Тацит писал:

— Запряженных в священную колесницу коней сопровождают жрец с царем или вождем. Они следят за их ржанием и фырканьем. И никакому предзнаменованию нет большей веры, чем этому, и не только у простого народа, но и между жрецами, которые считали коней посредниками богов.

Согласно древней мифологии германских народов белая лошадь считалась предвестником грядущего счастья. В новогоднюю ночь ее водили по улицам городов и сел на радость их жителям. И до наших дней дошли отголоски этой традиции: недаром многие немецкие трактиры работают под вывеской «Белая лошадь».

И у наших предков существовало такое почитание лошадей. Известно, что еще в IХ-ХII столетиях в городах Щечин и Волин существовали славянские языческие храмы, при которых лошадь выполняла функции оракула, предсказателя судьбы.
Вот откуда пошло: «Сивка-бурка, вещий каурка!…».

Что еще мы знаем и не знаем о лошади

Прежде всего, стоит уяснить, что лошадь не просто тягловая сила. К ней нельзя относиться как к существу, способному лишь выполнять тяжелые работы. Нои как к автомашине, к ней тоже относиться нельзя. Да, это существо крупное, но без заботы человека — беспомощное, и содержать ее нужно в ласке и холе, как собственное дитя.

Раньше говорили: если ты дурак, то и лошадь твоя дура. Грубо, конечно, но метко. Есть, правда, лошади злые от природы, но это явление редкое. Такими они становятся от неправильного воспитания, под влиянием бестолкового и дурного обращения.
Потому общение с ней должно быть спокойным, серьезным, даже деловитым, но властным, с готовностью показать твердость своего характера.

Лошадь чутко улавливает интонации голоса своего хозяина. При этом она не прощает человеку трусости, слабости и бестолковости, потому человек, ежедневно должен внушать ей уважение к себе, употребляя своевременно и ласку, и наказание. Если это случится, то лошадь будет рассматривать своего хозяина как наивысший чин в своей лошадиной иерархии.

Психика лошади складывалась в течение многих тысячелетий. Ее постоянное перемещение в поисках корма выработали у нее высокую приспособляемость к сменяемым условиям проживания. В современных конюшнях, удобных, скорее, для самого человека, лошадь лишилась естественных импульсов, обусловленных сменой времен года. Потому неудивительно, что лошадь всегда ищет благоприятного случая, чтобы в охотку побегать. Зная это, опытный хозяин никогда не «успокаивает» возбужденную лошадь ударами палки или кнута.

Разговор с лошадью имеет значение особое. Способность человека произносить слова представляется лошади чем-то выдающимся, обеспечивает контакт и в то же время создает необходимую дистанцию, ставя человеческого «компаньона» лошади гораздо выше ее.

Разумеется, в течение долгих разговоров для лошади станут понятными только некоторые слова, выражения, и особенно тон разговора, поскольку она хорошо различает интонации человеческой речи. Известно, что ласковое поглаживание некоторых домашних животных доставляет им удовольствием, улучшает самочувствие, но для лошади подобные ласки бывают скорее неприятны. Самой подходящей лаской для большинства лошадей является приглушенный голос человека. Но с этим замечательным животным никогда не разговаривают в должной мере.

Боковое расположение глаз лошади позволяет ей хорошо смотреть во все стороны. Она различает цвета — красный, желтый, зеленый и голубой, почти в равной степени хорошо видя днем и ночью. Это помогает ей гораздо лучше человека ориентироваться в темноте.
У лошади хорошо развито и осязание: недаром говорят, что она «видит» дорогу ногами. Потому зимой нередко всадники в метель полагаются на чутье лошади: она сама может отыскать дорогу к жилью, минуя овраги, занесенные снегом. Отмечено также, что лошадь прекрасно отыскивает брод в реке, а в безводных местах находит к воде самый короткий путь.

Кто годами работал с лошадьми, тот много может рассказать про их разумность. Табунщики и в прошлые века наблюдали: когда на косяк нападают волки, лошади не разбегаются в страхе и в панике. Вожак приказ подает, и весь косяк сбивается в круг, жеребята-сосунки, жеребые матки замыкаются внутри круга, и волкам ни за что не подступиться и не достать их: ведь везде они натыкаются на крепкие зубы и мощные копыта косячного жеребца и кобылиц-охранниц.

А как чувствительно лошадь определяет перемену погоды — получше всяких барометров! Она заблаговременно показывает людям приметы перемен. Главное, умей сам замечать их и понимать.

Если кони, например, храпят — жди вьюги или ненастья, а если летом фыркают — это к дождю, а зимой — к метели. И еще: к дождю лошадь трясет головой и вскидывает ее вверх или бьет копытом. А если зимой она укладывается на пол конюшни, то дело идет к потеплению.

Наблюдались и такие приметы: когда лошади выходят на бугры, жди хорошую погоду, потепление. А если они собираются косяками и уходят в низинные места, то на носу похолодание, непогода.

Замечалось: если лошадь в плохую погоду не пасется и бегает по лугу, обязательно погода изменится к лучшему, а если лошадь игриво настроена, то это к вьюге или метели.

Подборка материалов из книги Алексея Коркищенко «Сказания о лошадях и людях»