Выбор не кружка или студии – выбор судьбы: своей и страны

Чемпионы из целинской школы № 32

В донской столице в очередной раз собралась рабочая группа по мониторингу достижения целевых показателей, установленных Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». За столь «страшным» названием стоит разговор об итогах и перспективах развития дополнительного образования школьников, особенно о работе с одаренными детьми. Ростовской области есть чем гордиться в этой сфере, но, как выяснилось, здесь есть и проблемы.

Всего в кружках и студиях, детских музыкальных школах и школах искусств, спортивных школах и секциях (а это 338 учреждений допобразования) в области занимаются около 225 тысяч малышей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет. Согласно статистике таких ребят в Ростовской области 73,9 процента (с учетом кружков на базе школ). Эти цифры и были озвучены на заседании рабочей группы, которое провел первый заместитель губернатора, председатель комиссии Игорь Гуськов. Заседание, как это принято в области сегодня, проходило в режиме видеоконференции с участием представителей всех муниципальных образований области.

Одаренной и талантливой молодежи на Дону мало не было никогда. В закончившемся учебном году в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 3364 человека, из них 527 стали победителями и призерами. В заключительном этапе олимпиады трое ребят стали победителями, семеро — призерами.

Игорь Гуськов особо подчеркнул важность развития учреждений допобразования технических направлений, назвав это важнейшей стратегической задачей:

— Станции юных техников, центры технического творчества помогают нам растить будущих инженеров, ученых, людей, которым в будущем предстоит укреплять индустриальную мощь нашей области и всей страны, — отметил замгубернатора. — Ростовской области удалось сохранить учреждения допобразования технической направленности, и сегодня в 24-х из них дети занимаются авиа-, судо-, ракето-, автомоделированием, картингом, изучают и разрабатывают модели в сферах радиоэлектроники, энергосберегающих технологий, космонавтики и др. Благодаря этому регион в течение семи лет занимает лидирующую позицию в России в данном направлении: у нас 216 лауреатов Всероссийских и международных конкурсов и олимпиад.

Да и московские вузы заприметили талантливых донских ребят. Технический университет имени Баумана в течение ряда лет принимает на свои факультеты на льготных условиях и без экзаменов победителей и призеров Всероссийских соревнований по техническим видам спорта, конкурса «Космос», научно-практической конференции «Шаг в будущее», выставки НТТМ (научно-техническое творчество молодежи).

Рабочая группа рассмотрела вопросы выполнения важнейшего пункта майского указа Президента — достижение целевого значения показателя «дорожной карты» на 2014 год (охват дополнительным образованием не ниже 74,1 процента от общего количества школьников) и до конца 2018 года — не ниже 75 процентов.

Но что интересно: показатели такого охвата детей в городских округах и муниципальных районах региона очень разнятся. Высоки они в Волгодонске, Звереве, Азове, Ростове-на-Дону, Батайске и Таганроге, а также в Миллеровском, Боковском, Верхнедонском, Куйбышевском, Белокалитвинском районах. Как отметил Игорь Гуськов, сегодня среди полномочий, возложенных на муниципалитеты в сфере образования, осталось только дополнительное образование. Все остальное — капремонты, строительство, оснащение школ и детских садов — лежит на бюджете областном. Тем более удивительно, что среди отстающих оказались муниципальные образования с достаточными бюджетами. Замгубернатора предупредил глав Семикаракорского, Волгодонского, Октябрьского и других районов, а также ряда городов о недопустимости таких показателей охвата, как в этих муниципальных образованиях — от 25 до 14 процентов.

Руководители муниципалитетов оправдывались: со статистикой, скорее всего, не все в порядке…. К примеру, посещает ребенок три кружка. И что прикажете учитывать — количество кружков или детей, их посещающих?…

Рабочая группа приняла решение в срок до 1 сентября 2014 года подготовить предложения по созданию аналитической базы данных для электронного учета охвата детей дополнительным образованием, включая показатели по работе с одаренными детьми.

Более того, донскому минобру в 2014–2015 учебном году в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования предложено провести анализ выбора школами моделей внеурочной деятельности с учетом модели дополнительного образования.