Вокзал лейтенанта Мадояна

Ростовский вокзал. Февраль 1943 года

Главный железнодорожный вокзал донской столицы выглядит респектабельно. И мало кто представляет себе его бурную историю в течение почти полутора столетий, и особенно — в годы Великой Отечественной войны.

Само здание возвели в 1875 году на земле, выделенной городской думой под железнодорожное строительство. По тому времени это был крупнейший на юге России пассажирский вокзал первого класса, расположенный в пойме реки Темерник.
Бурная жизнь ожидала вокзал в годы гражданской войны: видел он и английские танки, и генерала Антона Деникина, и военачальников Красной Армии.

Прославил ростовский вокзал в годы Великой Отечественной лейтенант Гукас Мадоян. 8 февраля 1943 года группа бойцов сводного батальона 159-й отдельной бригады под его командованием, перейдя замерзший Дон по льду, внезапным ударом захватила привокзальную часть города. Это стало для оккупантов полной неожиданностью — на рельсах стояли поезда, на которых военная техника должна была уйти в Таганрог.

Ростовчане помогали воинам как могли — и хлебом, и медикаментами, перевязывая раненых. Под давлением многократно превосходящих по численности группу Мадояна сил фашистов бойцы отошли к вокзалу и удерживали его до 14 февраля, несмотря на шквальный огонь артиллерии и бомбежки с воздуха. Тогда казалось, по свидетельству очевидцев, что горел сам воздух: так пылали груды угля, находящиеся возле железнодорожных путей. С помощью машиниста Хижняка (впоследствии убитого вражеским снайпером) бойцам удалось перейти в литейный цех паровозоремонтного завода имени Ленина. Бомбы вызванной немцами авиации упали на пустой вокзал, а группа Мадояна, укрываясь за мощными стенами завода, продолжала держать под обстрелом вокзал и прилегающие территории, не давая немцам пользоваться железной дорогой.

— Как только тихо стало, — вспоминает участник тех событий, ветеран Великой Отечественной Владимир Гущин, — приказал Гукас Карапетович всем привести себя в порядок — насколько это возможно было. Так и двинулись строем от вокзала по улице Энгельса (нынче — Большая Садовая, главная улица города), где на ее пересечении с проспектом Буденновском и встретились с частями 51-й армии.

Здание вокзала после войны было восстановлено, а в последние десятилетия ХХ века и реконструировано. Гукасу Мадояну за проявленное мужество и героизм при выполнении боевых заданий командования 31 марта 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза. О подвиге Мадояна узнали даже за океаном: президент США Рузвельт наградил его золотой медалью армии США «За выдающиеся заслуги».
Сегодня в Ростове один из проспектов носит имя Героя Советского Союза Гукаса Мадояна. В 1968 году он был удостоен звания «Почетный гражданин города Ростова-на-Дону».
В Ростове-на-Дону на территории электровозоремонтного завода открыт памятник, увековечивающий подвиг бойцов Мадояна, изготовленный на средства работников завода.

Железнодорожный вокзал Ростова-на-Дону сегодня