Про учебники – «фундамент образования» и зарплату учителя

Вопрос обеспечения учебниками донские школы до недавнего времени стоял очень остро. Об этом, а также о многих других вопросах довелось побеседовать с председателем комитета по образованию Законодательного собрания Ростовской области Валентиной Мариновой.

— С прошлого года вступил в силу новый федеральный закон «Об образовании» и наш областной — тоже. В нем прописано, что в обязанности учредителя школы входит обеспечение учебниками и учебными пособиями все учеников.

В прошлом же году мы взяли этот вопрос на контроль. Сначала по нашему предложению Контрольно-счетная палата области проверила многие образовательные учреждения муниципальных образований и обнаружила, что в среднем 2\3 муниципалитетов не только не обеспечивают школы учебниками, но даже не включают в муниципальные задания расчеты на это обеспечение. Что самое печальное, что хуже всех здесь проявил себя Ростов-на-Дону.

Были предприняты соответствующие меры, и на сегодняшний день обеспечение учебниками и учебными пособиями учеников школ составляет в среднем 98 процентов.

— Этого достаточно?

— Один нюанс: мы вступаем в эпоху новых федеральных стандартов, в которых есть обязательная часть образования и есть вариативная. Каждый год меняется номенклатура учебников, утверждаемая федеральным министерством. Плюс к этому учебники устаревают, приходят в негодность и должны быть заменены новыми.

Поэтом каждый год муниципалитет обязан включать в муниципальное задание своим образовательным учреждениям финансирование на приобретение необходимого количество учебников. Это вопрос касается не только учеников их родителей, но это фундамент образования. И на сегодняшний день Ростов-на-Дону, исправляя ситуацию, вышел на показатель до 80 процентов. И это наглядный пример, когда контроль за исполнением областного закона приносит желаемые результаты.

— Будет ли дополнительный контроль за обеспечением учебниками наши школы?

— Я знаю, предполагаются изменения в федеральном законе. И уже лежит в Минюсте России на подписи следующее положение закона федерального Минобра. Дело в том, что в самом новом законе об образовании есть некое лукавство: не учтен норматив обеспечения учебниками. То есть, еще вопрос, каждый ли ученик имеет право бесплатно получить полный комплекс учебников и учебных пособий? А у нас есть малокомплектные школы, как быть с ними?

Потому что некоторым школам кажется нормой один комплект учебников на двух учеников. Областное министерство образования подготовило предложения именно о кратном увеличении норматива финансирования с учетом обеспечения учебниками каждого ученика, и депутаты эти предложения обязательно поддержат.

— В Москве в качестве эксперимента вводят учебники электронные. У нас такая тенденция не просматривается?

— В Ростове-на-Дону в некоторых образовательных учреждениях вводят электронные учебники. Но я не думаю, что это тот процесс, который нужно подталкивать. К этому придут сами и учителя, и ученики, и их родители. Понятно, что это тоже деньги. Но это очень удобно.

— Когда принимался закон «Об образовании в Ростовской области», помнится, наши депутаты говорили о своем желании подправить то, что «недобрал» закон федеральный. Что удалось уже сделать?

— Мы обсуждаем с профильным комитетом ГосДумы некоторые вопросы, которые хотелось бы конкретизировать в областном законе, либо пусть федеральный законодатель найдет им решение в своих нормативных актах. Пока они сделать это не хотят. Прежде всего, речь идет о лукавых цифрах по средней оплате труда педагогов. Мы радостно говорим, что средняя оплата учительского труда даже выше, чем средняя по экономике области. Это хорошо, но молодой учитель по-прежнему обижен. И мы хотим, чтобы не зарплата, а учительская ставка была именно такой, как средняя в той же экономике.

Все прекрасно понимают, что на это нужно идти, потому что разговоры о привлечении в школы молодых учителей, и, прежде всего, мужчин остаются просто словами. Если нам так и не удастся найти по этому вопросу общий язык с федеральным центром, будем пытаться прописать это в областном законе, что, как вы понимаете, нужно согласовывать с областным минфином.

— Наши учреждения дополнительного образования должны были перейти на финансирование областного бюджета к 2018 году. Ничего в этих сроках не изменилось?

— В сроках не изменилось ничего, но динамика охвата учеников кружками и секциями хорошая. Сейчас у нас этот показатель примерно 65 процентов, а на деле — уже 68. Стремимся же мы к 75-процентному охвату.

Мне нравится еще одна позиция: с введением нового федерального закона 10 часов внеурочной деятельности оплачиваются учителю, который занимается этой деятельностью. Раньше он вел кружки и секции фактически бесплатно.