Как на Дону Рождество и Новый год отмечали

'Святочное гадание" Маковский Константин (1839-1915)

Ученые полагают, что специфика донского календаря обусловлена историей казачества. Как и у других славян, у жителей Дона ритуальный год структурируется системой христианских праздников. Лучше всего сохранились обряды Рождества, Крещения, Пасхи, Троицы. Особое место в списке праздников занимают Новый год и Масленица. Так как же отмечали приход Нового года и Рождества на Дону?

До XVIII века на Дону действовал запрет на земледелие, поэтому многие даты, связанные с символическим осмыслением сельскохозяйственных работ, оказались невостребованными, а позже восстанавливались избирательно. В донском календаре нет, к примеру, обрядов, сопровождающих жатву. Однако для традиционного человека важно не только религиозное значение этих дат, но и связываемые с ними мифологические верования, представления о смене сезонов и хозяйственных циклах.

Природное и ландшафтное разнообразие Ростовской области оказало большое влияние на формирование типов хозяйствования и, как следствие, культурных особенностей в разных ее районах. Специфика праздников определяется и составом населения каждой станицы и хутора, поскольку, приезжая на Дон из южной России, восточной Украины, с других территорий, переселенцы приносили с собой обрядовый опыт. Главный смысл святок в том, что это переломный период. Именно в это время, как считалось, особенно опасна нечистая сила. Но это и время, когда можно предсказать будущее на весь год.

Самым популярным у донских казачек способом узнать судьбу было гадание «по петуху». Девушки заносили петуха в дом и раскладывали перед ним разные предметы. По тому, что петух клюнет, определяли, каким будет жених. Если клюнет зерно — жених будет хлеборобом, если воду — попадется муж-пьяница, клюнет зеркало — будет жених «чепурной», то есть, щеголь. В зависимости от территории Дона среди предметов мог появиться и челнок для починки сетей — глица (Нижний Дон). В угледобывающих районах добавленный к прочим предметам уголёк мог означать жениха-шахтера, в то время как в иных местах он сулил несчастья. В Зимовниковском районе, где разводили овец, петуху на выбор предлагалась и шерсть, что означало высшую степень состоятельности жениха.

Особенность нашего региона заключалась в том, что гадания на урожай на Дону встречались редко, зато было популярно гадание на погоду: луковые чешуйки раскладывали под Новый год на окне по числу месяцев, а наутро смотрели: в какой чешуйке вода — тот месяц и будет дождливым.

В канун Нового года на Дону молодежь начинала шалить и шутить. Хуторская или станичная община это не порицала. Шалости были таковы: могли снять калитку и утащить ее в другой конец хутора, забить трубу снегом, а на Нижнем Дону могли и лодку забросить на крышу.

Неотъемлемой частью святок были обходы домов с поздравлениями-то, что обычно называется колядками, щедровками, посеваниями, прославлением Христа. Эти обходы были приурочены к кануну и утру Рождества и Нового года. Дети, подростки, а иногда и взрослые ходили по дворам, становились под окнами или просились зайти в дом и пели поздравительные песни, желая хозяевам добра и урожая. Колядовщиков могли попросить посидеть на подушках — чтобы велась в доме птица, разбросать везде зерно — чтобы наступающий год был хлебным. За песни их полагалось отблагодарить. Причем, если этого не случалось, то у колядовщиков было заготовлено продолжение, в котором они обещали увести корову, сотворить нечто плохое.

Рождественским утром по домам ходили в основном мальчики или молодые мужчины, появление которых считалось хорошим знаком. Они славили Христа и исполняли религиозные тексты.

Варианты обходов на Дону обычно отличаются в населенных пунктах с великорусской доминантой и украинской. К примеру, там, где много выходцев из Украины, был распространен такой вид обходов, как ношение кутьи. Дети или взрослые насыпали рождественскую кутью в кувшин или миску и обходили с ней дома родственников или соседей. Хозяева должны были попробовать принесенное и чем-то одарить гостя, доложить гостям свою кутью взамен съеденной. Молодежь могла и пошутить — принести кутью в кувшине с узким горлом и предложить хозяину половник, которым невозможно было ничего зачерпнуть.

Переодевались участники обходов, в основном, под Новый год. Кстати, один из источников переодевания для хороводов вокруг елки — переодевание ряженых.

Особенность святочного периода заключается в обилии обрядовых трапез. Так, к рождественскому и новогоднему столу резали птицу, поросят. На ужин могли приглашать предков или мифологических персонажей, к примеру, приглашали Мороз поесть кутью, ведь именно на святки, как считалось, был возможен контакт с «тем светом».

Некоторые святочные традиции сохраняются и сегодня, например, новогодние колядки, но многие из них уже не имеют того обрядового значения, каким они обладали раньше.

Автор благодарит старшего научного сотрудника лаборатории филологии Института социально-экономических и гуманитарных исследований ЮНЦ РАН, кандидата филологических наук Нину Власкину за предоставленную информацию