«Шелковый путь» пройдет через Ростов-на-Дону

Академик Г.Г.Матишов, профессор А.А.Величко (Институт-географии РАН) с китайскими коллегами

В Ростове-на-Дону весной 2015 года состоится встреча ученых России и Китая для запуска новой научно-исследовательской программы. Она будет посвящена изучению ладшафтно-климатических изменений вдоль Великого Шелкового пути — исторически сложившегося транспортного коридора, проходящего через территории нынешних Китая, России, Казахстана, ряда среднеазиатских государств.

Интерес к этой теме со стороны политиков, бизнесменов, ученых резко возрос после того, как в 2013 году Китаем были озвучены планы на реализацию стратегического суперпроекта — «Экономического пояса (коридора) Шелкового пути». Там, где раньше проходили древние караваны, могут появиться сверхскоростные железнодорожные магистрали. Этот проект может придать гигантский толчок развитию не только транспорта, но и торговли, энергетики, АПК, туризма, научно-технического сотрудничества.

Насколько реалистичны эти планы, которые находятся в стадии обсуждения, во многом зависит от ученых — тех, кто может предупредить об «оврагах». Ведь развивать предстоит территории во многом проблемные — прежде всего, в силу своих жестких природно-климатических особенностей. Об этом много говорилось недавно на
международной научной конференции в Университете Ланьчжоу (Китай), где председатель Южного научного центра РАН, академик Геннадий Матишов выступил с докладом, посвященном изменению климата и окружающей среды вдоль Великого шелкового пути — той его части, что проходит по Европейской части России (по ней планируется провести одну из ветвей нового коридора). Академик акцентировал внимание своих коллег на непрерывной изменчивости планетарного климата. За счет чего это происходит?

По словам Геннадия Григорьевича, эволюция природы определяется вариацией солнечной активности, внутривековой цикличностью климата, человеческой деятельностью и рядом других причин. Азовское море — прекрасный объект для изучения климата прошлых эпох, в том числе — эпохи Великого шелкового пути. Зная, как водоем менялся на протяжении десятков и сотен тысяч лет, учитывая историю заселения Приазовья, можно строить прогнозы на будущее. Ведь морские отложения, накапливающиеся в пределах Азовского моря, несут в себе информацию об изменениях физико-географических условий не только азовского побережья, но и юга Восточно-Европейской равнины в целом.

Профессор Янг Тайбао из Университета Ланьчжоу, (Китай) придерживается схожих позиций. Он утверждает: начиная с малого ледникового периода, глобальный климат находится в стадии потепления, сильно влияющего на климат Центральной Евразии. Вдоль маршрута Великого шелкового пути сохранение и процветание оазисов стало
возможным благодаря влаге, поступавшей с ледников гор Центральной Азии. Под влиянием потепления ледники начинают сокращаться, что ставит под угрозу достаточность водных ресурсов в регионе. Усиливаются тенденции потепления и засушливости климата, одновременно усиливается влияние на природу антропогенного фактора. Все эти факторы необходимо учитывать в ходе реализации будущих проектов.

Обсуждение этой важнейшей темы и будет продолжена в Ростове-на Дону в начале весны, о чем ученые договорились в Ланчжоу.

— Речь идет о новой совместной научно-исследовательской программе. Она будет включать элементы прогноза, культурологические аспекты, сравнение климатических и ландшафтных изменений на территории России и Китая, изучение экосистем региона и ряд других тем, — сказал академик Геннадий Матишов.