Женщина, открытая для всех

на выставке "Ее величество женщина"

В Ростовском областном музее краеведения в первый день весны открылась выставка «Ее величество женщина», представляющая меняющийся образ прекрасной половины российского общества на протяжении более чем века в открытых письмах, то есть, на открытках.

По словам одной из создательниц экспозиции, старшего научного сотрудника РОМК Зинаиды Римской, образ женщины всегда был отражением эпохи и символом красоты. Как только появились «открытые письма», то есть, почтовые открытки, на них и появилось изображение женщины, причем обязательно красавицы — как простодушной, так и роковой, как романтической барышни, так и матери семейства.

Женские образы предстают на открытках как в исполнении известных русских художников (Иван Билибин), так и зарубежных, отпечатанных в известных издательствах других старн. Все представленное собиралось в фонды РОМК на протяжении многих десятилетий.

Есть на выставке и советские открытки, изданные, в том числе и в Ростове-на-Дону: это суперпопулярные в 1960-е годы портреты киноартистов.

Популярность этого жанра доходила до того, что выпуском открыток стали заниматься и те, кого в СССР называли кустарями, фактически первые частные производители. И государство смотрело на эту частную деятельность сквозь пальцы. Изображенные на них незатейливые сценки нередко сопровождались надписями типа «Шути любя, но не люби, шутя», «Помни, люби, не забывай!» и так далее. По сути, эти неподцензурные надписи демонстрируют народное представление о любви и счастье, дружбе и разлуке, считают создатели выставки.

Экспозиция более чем скромная: непонятно, почему было не сопроводить ее слайд-шоу из снимков тех же открыток, использовать другие интерактивные технологии, имеющиеся в музее?!! Вероятно, понимая, что только открытки — это как-то маловато для создания полновесного образа прекрасной половины человечества, в витринах представлены вещи легендарных женщин. К примеру, на выставке можно полюбоваться поясом Людмилы Гурченко, вокруг талии которой ходили легенды, а также личными вещами «мадам Успех», как называли Изабеллу Юрьеву.