По рельсам в машине времени

электричка1

За мной, читатель! Предлагаю совершить вместе путешествие в пространстве и времени. А путь наш будет лежать по железнодорожной колее, машиной же времени станет электричка. Да, да, самая простая электричка на маршруте Ростов-на-Дону — Таганрог. Объекты знакомства — то, что мелькает за окном: а это луга, поля, речки, здания, а также объекты железнодорожной инфраструктуры. Не сомневайтесь, они более чем интересны при ближайшем рассмотрении. До великих глубин памяти в дороге не докопаться — слишком быстро все мелькает за окном вагона! — но кое-какие интересные детали вспомним.

Вокзалы — молодой и старый

Вокзал-1961

Ростов, Пригородный вокзал (1961)

Если Пригородный ростовский вокзал по российским железнодорожным меркам действительно молод (он 1961 года рождения), то Ростов-Главный — настоящий ветеран. Главный железнодорожный вокзал донской столицы, как и должно, выглядит респектабельно. И мало кто представляет себе его бурную историю в течение почти полутора столетий.

Ростовский-вокзал-1880-е

Ростовский вокзал (который теперь Главный) 1880-е

Само здание возвели в 1875 году на земле, выделенной городской думой под железнодорожное строительство. По тому времени это был крупнейший на юге России пассажирский вокзал первого класса.

В стране в то время шло активное строительство железнодорожных дорог. К Ростову тогда сходились их аж три: Курско-Харьковско-Азовская, Козлово-Воронежско-Ростовская и Ростов-Владикавказская.

Монументальное трехэтажное здание размещалось вдоль железнодорожных путей, на перроне между фасадом и самой железнодорожной линией устроили широкий навес на фигурных металлических стойках. Сегодня такие восстановленные сооружения можно видеть, к примеру, на вокзале Петергофа.

Первый этаж занимали залы ожидания первого и второго классов, а также буфет. На втором находились служебные помещения самого вокзала, на третьем впоследствии разместились административные помещения управления Ростово-Владикавказской железной дороги.

Фасады здания были оформлены в так называемом кирпичном стиле с использованием элементов классицизма, ренессанса и барокко. Привокзальная площадь вымостили булыжником. Здесь постоянно дежурили пролетки, ожидая пассажиров, выходящих с прибывающих поездов.

Деникин-на-ростовском-вокза

Генерал Антон Деникин на ростовском вокзале (скорее 1919-й)

Бурная жизнь ожидала вокзал в годы гражданской войны: видел он и английские танки, и генерала Антона Деникина, и военачальников Красной Армии.

А про вокзал лейтенанта Мадояна можно прочитать здесь — http://werawolw.ru/?p=11406

Такая она, Гниловская

Гниловская-остановка1

Станция Гниловская

Ну, что — поехали дальше?! Мелькнул за окном Ростов-Берег, и вот она — Гниловская. Дурно пахнущее название, скажите? А вот и не скажите!

Конечно, есть такая легенда: мол, потревожил нежный носик путешествующей по Мертвому Донцу Елизаветы Петровны запах гнилой рыбы, огромное количество которой находилось на берегах. Она и спросила: «Откуда гниль такая?!” Отсюда и название вроде пошло. Ан — нет, говорят знатоки донской истории. Гниловской стан получил свое название от малороссийских переселенцев с рек Гнилой Тикич и Гнилой Еланец, притоков реки Южный Буг. Появившись на Дону, они и принесли с собой название своего прежнего места жительства. Разные источники называют датой его основания 1747 года — на два года раньше года, считающегося годом рождения Ростова. В 1797 году стан стал станицей.

Сегодня Гниловская — часть донской столицы. И чего здесь только нет: право же, стоит выйти из электропоезда и побродить по округе.

музей-железнодорожной-техни

Музей железнодорожной техники на станции Гниловской (Tоurister.ru)

За первым чудом и ходить не надо — вот он, расположившийся прямо на соседних с электричкой путях музей железнодорожной техники — http://werawolw.ru/?p=4316

храм-Преполовения-из-окна-э

Таким он виден из окна электрички

С другой стороны — храм Преполовения, восстановленный в наши дни.

А сама бывшая станица примечательна тем, что именно здесь Сергей Эйзенштейн снимал свою „Генеральную линию“ — http://werawolw.ru/?p=15995

Неподалеку есть еще одна достопримечательность — Нижне-Гниловское городище. Руки автора до написания текста про него пока не дошли, потому читайте уважаемый источник — http://donovedenie.ru/blog/nizhne_gnilovskoe_gorodishhe/2013-01-19-149

Желающих познакомиться с этим „слоеным пирогом“ истории (сколько здесь культурных слоев, видных на срезе!) дожидаться не станем и двинемся дальше.

Хотя — нет: стоит еще вспомнить то, о чем писала газета „Донской вестник“: в 14 часов 12 ноября 1869 года на станцию „Гниловскую“ впервые прибыл поезд из Таганрога. Тогда же был введён в эксплуатацию участок пути от Таганрога до Ростова Курско — Харьковско — Азовской железной дороги. Через станцию шло все движение поездов в направлении Москвы, Харькова, Таганрога и Юга.

Так все-таки „и“ или „е“

Проскочили Первомайскую, станцию весьма уважаемую хотя бы из-за количества дачников, которые взбираются в вагоны электропоезда и едут в свои угодья.

livencovka

Сегодня, правда, павильон перекрасили в нечто серое

А далее появляется станция, как написано на вывеске, Левенцовская. Однако неправильно написано! И бьются за право буквы „и“ в качестве первой гласной уже много лет донские журналисты, да все без толку. А ведь казака-то, строителя первого здания станции, звали Андрей Петрович Ливенцев, и потомки его здесь продолжают проживать. Так что пора наконец-то восстановить ту самую историческую справедливость.

Когда мимо хутора Семерников прошла железная дорога Ростов – Таганрог, местные жители стали просить, чтобы проходящий мимо поезд останавливался и у их хутора. Условие у железнодорожников было одно – постройте здание станции. Строительство взял на себя Андрей Петрович Ливенцев (ну, как у нас водится: нужно всем, а строит один!).

В управлении Владикавказской железной дороги долго над названием новой остановки не размышляли. Дочь казака-строителя стала кассиром на этой станции, название которой в быту скоро заменило название хутора. Он, кстати, потом разделился на два – Ливенцовку и Первомайку.

Фундамент построенной Ливенцевым станции был каменным, а само здание – деревянным. Нынешний остановочный павильон стоит на том же фундаменте, что и первая деревянная станция Ливенцовская.

А следующая станция — Сады. И вот тут стоит действительно покинуть вагон и пройти на то место, где много веков назад возвышались стены Ливенцовской крепости (именно так пишут название этого памятника археологи).

Итак, добро пожаловать в „Донскую Трою“, как любят называть этот памятник журналисты — http://werawolw.ru/?p=6163

станция-Донецкая-(Хапры)

Так поначалу выглядела станция Донецкая (Хапры). Из книги В. Сидоренко про историю СКЖД в фотографиях

Проскочили Каратаево, Красный Маяк — и вот они, Хапры. Это станция так называется (кстати, с весьма симпатичным вокзальным зданием), а местный хутор сегодня — Калининский. Он вытянулся вдоль берега Мертвого Донца (кстати, в районе Первомайской из окна электропоезда и можно увидеть, как убегает Дон в одну сторону, а этот приток — в другую), с севера ограниченный железнодорожными путями. Местные жители называют свой хутор „донским Волгоградом“, намекая на то, что также вытянут вдоль Волги нынешний Волгоград. Но ведь был, был хутор Хапры, один из самых старых населенных пунктов в округе. Его основали семьи переселенцев казаков с реки Хопёр, откуда и есть пошло название хутора. А станция-то называлась поначалу по-другому — Донецкая.

Насмотрелись?! Поехали дальше.

Имена собственные

После Мокрого Чалтыря пошли у остановок имена собственные. Остановка Сафьяново носит имя Сафьяновой балки, что расположена за околицей одноименного хутора, да в честь ее и прозванного.

А вот с остановкой Мартыново — все не так просто. Имя это принадлежало боевому генералу Андрею Дмитриевичу Мартынову, которому такая слобода, как Недвиговка (а речь о ней впереди), была пожалована за участие в русско-турецкой войне 1768–1777 годов.

Но вот спустя более сотни железная дорога строится прямо через Недвиговку. Потомок генерала, тоже Мартынов, переселяет одних своих крестьян в Успенку, других — на вторую надпойменную террасу Мертвого Донца. Только теперь Мартыново с одной стороны ограничивается руинами Танаиса (о нем также речь впереди), с другой — Каменной балкой, настолько заполненной памятниками каменного века, что работы археологам хватит не на одно столетие.

Не двигаться!

Остановка-Недвиговка

Станция Недвиговка - из окна электрички

Доехали мы с вами до Недвиговки. Разные есть варианты происхождения этого названия. Один из них связан с Петром Первым да документально запротоколирован. Кабинет-секретарь императора А. В. Макаров записал в вахтенном журнале: „Великий Бомбардир на Мертвом Донце выбрал место для казачьего заслону от турок да татар крымских и велел запорожским казакам стоять здесь и с места не двигаться. И отвел им рыбные места“.

Исполнял же приказ великого Петра казак по имени Недвига, который потом основал слободу, за которой и закрепилось имя — Недвиговка.

Своя античность и своя „туретчина“

раскоп3-1

Один из раскопов античного Танаиса

Про античный город Танаис рассказано и написано много — http://werawolw.ru/?p=13952, но лучше выйти на остановке и увидеть все своими глазами. А еще лучше приехать сюда на День города, когда расхаживают здесь люди в античных одеяниях, приносят клятвы местным богам и угощают, чем эти боги и послали.

Ну, что — двинулась дальше? Только не забудем, что между Синявской и Танаисом существовала и такая остановка, как Сущенково — аккурат напротив имения пана Сущенкова и останавливался когда-то поезд. Потом строения были переданы биостанции РГУ. Не так давно из-за сильных ливней случились на второй надпойменной террасе настоящие тектонические сдвиги: „поехала“ земля, подмытая водой. Так разрушилась знаменитая каменная лестница, ведущая к роднику под дубом. Эх, время, эх, силы природы…

Но вернемся в давние времена — не такие давние, как античные, а в ХVII век и представим себе то, что сегодня уже не предстает взорам путешественникам. Напротив Недвиговки на острове Плавучем (много таких островов появлялись на Мертвом Донец и исчезало) в 1660 году появилась турецкая крепость Лютик. Сегодня не скажешь, кто дал такое название военному сооружению, но то, что дали со смыслом, очевидно: вредный этот цветок, лютик, безобидный с виду, а попади он в еду, вреда принесет большого. Лютиком назвали крепость местные жители, а ее обитатели — Щитом ислама, поскольку защищала крепость дельту Дона от прочих нетурецких судов. Не удавалось взять ее ни казакам, ни русским войскам. И только во время второго Азовского похода Петра удалось покончить с этим оплотом турок. Но — ненадолго: Лютик, оправдывая свое „вредное название“, вновь становился турецким, но потом окончательно отошел к России.

После присоединения Крыма к России крепость потеряла свое стратегическое значение и пришла в запустение. Лет 20–30 тому назад велись на месте жития-бытия Лютика раскопки силами сотрудников заповедника „Танаис“. При большом желании еще можно обнаружить остатки стен мощного некогда сооружения, но это — при очень большом желании.

Сама дельта Дона — „песня отдельная“, ей бы совсем отдельный рассказ посвятить, но это как-нибудь потом. А электричка уже остановилась на станции Синявской.

Память об адмирале

Синявская-вокзал

Вокзал станции Синявская

Первое, что бросается в глаза на станции Синявская, так это здание вокзала, которое появилось на этом месте — ни много, ни мало! — в 1864 году. Само же название станция позаимствовала у села Синявского. А то, в свою очередь, от слободы, которая основана в 1770 году велением адмирала Алексея Наумовича Сенявина, назначенного начальником экспедиции по строительству баз для Азовской флотилии. В 1859 году слобода по официальным источникам зовётся хутором Сенявским, в 1873-м — уже Синявским. В списке населённых пунктов Донской области на 1 октября 1922 года населенный пункт уже „превращен“ в село.

памятник-Кунникову

Памятник Цезарю Кунникову

Если пройти через село от станции к дороге М23, то можно увидеть памятник Цезарю Кунникову, отметившегося здесь в 1941-м разгромом штаба фашистов, обосновавшихся в селе. Флотилия Кунникова стояла в низовьях Дона. Морозы в 1941-м были крепкие, замерзать Дон начал уже в ноябре. Так наш герой поставил своих самых крепких бойцов на коньки, и, поднимаясь вверх по течению (а позже — и пересекая замерзший Таганрогский залив), совершал ночные рейды с большим уроном для противника.

В годы Великой Отечественной войны гитлеровцы разбомбили станцию и вокзал, но уже в 1952-м здание было полностью восстановлено на сохранившемся фундаменте.

Ну — что, двинулись дальше?!… Нас ожидает Лукоморье.

Там, где луг встречается с морем

Действительно, что такое Лукоморье? То ли берег моря, изогнутый „луком“, то ли то место, где луг встречается с морем. В нашем варианте — если выглянуть из окна поезда, проезжающего Морской Чулек (название хутора и станции одинаково), так и увидишь, как „потоки трав стекают в море“, как сказал один поэт. Кстати, чулек — это маловодная, часто пересыхающая речка.

чем-не-Лукоморье1

И чем не Лукоморье?!

А Лукоморье, да вот оно что такое — http://werawolw.ru/?p=13976

А далее пошли остановки, они же населенные пункты, возраста весьма почтенного. Взять то же Мержаново: принято считать, что изначально на месте хутора было поместье пана с фамилией Мержанов. От него и произошло название хутора. До революции его называли Мурзы. С таким же названием существовала и сама железнодорожная станция. Можно представить себе, как веселились, проезжая мимо и читая такое название пассажиры!..

С Приморкой и Морской — дела ясные: море рядом, как их еще называть?! Но если Приморка, насчитывая более чем 300-летнюю историю, известна и популярна из-за рыбного промысла, то Морскую прославил сам Антон Павлович Чехов. Правда, помянул он эту станцию в приватном письме, которое теперь потомки не устают публиковать и перепечатывать: ” На Морской станции чудесный воздух и зернистая икра 70 коп. за фунт».

вокзал-станции-Морской

Вокзал на станции Морская

Насчет воздуха писатель был прав — немеряное количество детских лагерей и домов отдыха появилось в округе этой станции. Места здесь живописные, как не отдохнуть. Что еще примечательно на станции, так это опять же здание вокзала. Семь станций было построено в начале железнодорожной эры на Дону на линии Ростов-Таганрог, среди которых Синявская, Донецкая (ныне Хапры), Бессергеновка, Морская, Ростов-Берег. На каждой станции были выстроены вокзалы. Некоторые из них дожили до наших дней, например, на этой станции — на Морской — он работает до сих пор.

Ну — что, полюбовались арочным входом, тогда — вперед, нас ждет Бессергеновка. Два похожих названия есть в Ростовской области — станица Бессергеновская в Октябрьском районе и село Бессергеновка с одноименной остановкой на пути из Ростова в Таганрог. И интуиция подсказывает, что поселок, давший название появившейся в 1898–1900 годах станции, получил свое название от той, другой, значительно более старшей Бессергеновской станицы, что расположена в Октябрьском районе.

Ахнуть не успеешь, вот и Вареновка за окном, и всего семь километров до Таганрога. В 2010 году это село отмечало свое 240-летие. Рассказывают, что время заселения этой местности относится ко второй половине ХVIII века. В начале русско-турецкой войны (1768–1774) первый комендант таганрогской крепости, генерал-майор Дежедерас владел здесь, у впадения реки Самбек в море, хутором и рыбным заводом. Во время правления Екатерины Второй при устье Самбека находилась корабельная верфь, на которой в 1783 году был построен 16-ти пушечный фрегат «Вестник» для Черноморского флота. Так что «варили» здесь отнюдь не вареники, а кое-что посерьезней.

Но вот и славный Таганрог на горизонте. Сей славный град, учрежденный великим Петром, имеет более чем 300-летнюю историю, собственный литературный и историко-архитектурный заповедник с семью музеями (а на деле из в Таганроге 27 — это менее, чем на 300 тысяч жителей!), естественно, порт, и, конечно, железнодорожный вокзал. На площади перед ним стоит паровоз. И нет уверенности, что каждый житель этого славного града ответит на вопрос — а почему он здесь находится?

Паровоз-в-Таганроге2

Паровоз на Привокзальной площади в Таганроге

А история, в честь которой оказался сей гигант на площади перед вокзалом, более чем удивительна —

http://werawolw.ru/?p=5068 — но повторять ее не надо. Мы — мирные люди, хотя наш бронепоезд…

Вот и закончилось наше путешествие в пространстве и времени. А началось оно на самом деле 29 января 1867 года, когда на станцию Ростов прибыл первый пробный поезд. Генерал-адъютант Потапов, приехавший с ним, поблагодарил городского голову за приветствие, осмотрел здание станции и тут же телеграфировал российским властям об окончании строительства дороги, прося разрешить открыть движение. Что и было сделано.

ростовский вокзал

Полюбуемся еще раз на первое здание ростовского вокзала: осталось только на фотографии...