А еще шляпку надела!…

шляпка-желтая-на-манекене

В Ростовском областном музее краеведения открылась выставка «Голову покрывает, душу согревает».

шляпки-на-манекенах1

По словам автора выставки, старшего научного сотрудника РОМК Ирины Шаповаловой, сегодня с головными женскими уборами происходит некая унификация, связанная с ускорением жизни. Потому хотелось напомнить, что женщина в шляпе — уже дама, и отношение к ней окружающих — другое. Ирина вспомнила, что еще не так давно показаться на людях простоволосой (то есть, с волосами, не убранными под головной убор) было просто невозможно, а сорвать платок с головы женщины считалось надругательством.

Коллекции музея состоят из шляпок ХIХ-ХХ века, и история каждой из них необычна и интересна.

Взять канотье, типично мужскую шляпу, которую женщины позаимствовали у сильного пола. Этим они начали заниматься с ХVIII века и с той поры методично похищают шляпные модели у мужчин: среди них даже те шляпы, которые носили гангстеры в 1930-х годах ХХ века, снимавшиеся тремя пальцами за переднюю часть тульи.

Соломенные шляпы — в этом числе. Они, конечно, декорировались цветами (этим занимались флеристки, «гарнируя», как тогда говорили, шляпу), лентами. Ленты на голове вообще пришли к нам от римских легионеров, которые разными цветами повязок отличали один полк от другого. Узел из ленты на шляпке носила, как правило, женщина замужняя, а бантик означал «девушку в поиске», которая готова на знакомства с приличными молодыми людьми.

В 1980-е вернулась мода на шляпки из соломки, которые тогда называли «тарелки», «суповые миски», «салатницы»: все это шляпки по форме и напоминали.

Популярность многих связана с тем, что такие модели носили знаменитые актрисы. Был такой фильм «Маленькая мама» с Франческой Галль (1930-е годы): шляпку, которую носила ее героиня, так и назвали «маленькая мама». Шляпку «слауч» (с широкими полями) любила носить Грета Гарбо, введя этот фасон в моду. В те же 1930-е появляется мода на шляпку-«таблетку», которую любила надевать на себя художница Эльза Скипарелли. Ей же принадлежит идея шляпки-туфельки (влияние Сальвадора Дали!). Но наибольшую популярность «таблетка» приобрела в 1960-е, когда ее надела Одри Хэпберн. На инаугурации Джона Кеннеди его жена Жаклин также была в шляпке-таблетке. Ее надевала и принцесса Диана, да и Кейт Мидлтон также можно увидеть в такой шляпке. Популярной была и маленькая шляпка, получившая название «менингитка» — в Россию такая модель пришла в 1950-е.
шляпка-с-вуалькой

Вуалетки появились в ХVIII веке и перешли в век ХХI, придавая женщинам некую загадочность: лицо, конечно, под вуалью было узнаваемо, но мелкие морщинки и прочие неприятности видны не были. Да и защищала вуаль от нескромных взглядов. Происходят вуали, утверждает Ирина Шаповалова, от испанской мантильи.

В наследство от строителей Панамского канала нам достались панамы, от 1920-х годов — шапочка «клош» (колокольчик) — одна из самых распространенных форм шляп: стрижки стали уже другими, волосы — более гладкими, потому такая форма и утвердилась на долгие годы.

Военная форма вносит вклад в развитие моды: шляпки-пилотки входят в моду и после Первой мировой войны, и после Второй.

— Кто там в малиновом берете с послом испанским говорит? — спрашивал Онегин на балу, заметив постепенно узнаваемую им Татьяну. Именно шалью или головным убором старались выделиться из толпы дамы, имея в то время довольно-таки одноцветные платья (химические красители тогда изобретены еще не были). В малиновый берет одел и Лермонтов свою княгиню Лиговскую. Берет остается популярным до сих пор: у французов это один из традиционных головных уборов. Дамы в ХIХ веке украшали береты перьями — и страусовыми, и перьями цапли: защитников природы тогда было маловато.

А какая шляпка без шляпной булавки?! Это было настоящее оружие — и, прежде всего, против своей хозяйки. Существовал даже указ 1912 года, запрещающий даме пользоваться общественным транспортом, если ее шляпа закреплена булавками, поскольку они наносили травмы — и не маленькие. А сколько любовников было убито разъяренными их изменами женщинами — и именно шляпными булавками?!

Среди экспонатов выставки есть и головные уборы известных женщин — платок Людмилы Гурченко, гребень Изабеллы Юрьевой (который вполне может сойти за головной убор), косынка Нины Переверзевой. Есть и такой уникальный экспонат, как шляпка из куриных перьев производства… Кунцевской птицефабрики.

Увидеть выставку «Голову покрывает, душу согревает» можно в РОМК до конца мая 2018 года.