Как вырастить компьютерного гения

фабрика1-1

В то время, как некоторые подростки летом предпочитают валяться на солнышке, другие их сверстники определяются со своими профессиональными пристрастиями. На одной из баз отдыха на левом берегу Дона уже второй год во время летних каникул работает «IТ-фабрика компьютерных гениев». Что это такое, автор этих строк поинтересовалась в Ростовском колледже связи и информатики — там, где родилась идея такой «фабрики».
Профильные смены в детских лагерях отдыха существуют на Дону давно, но такое, как здесь, активное погружение в то дело, которое выбираешь на всю жизнь, пожалуй, встречается редко.

фабрика2-1

По словам Маргариты Золотовской, и.о начальника отдела маркетинга РКСИ, куратора проекта, идейным вдохновителем «IT-фабрики…» выступил колледж в лице его директора Сергея Горбунова. Поддержали идею министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Совет конструкторов IT-систем Ростовской области, министерство информационных технологий и связи региона,  ведущие IT-компании Дона. Дал старт проекту в 2017 году министр информационных технологий и связи Герман Лопаткин.

Будущих компьютерных гениев набирают на «фабрику» просто — посредством объявлений на сайте колледжа и в соцсетях. Принимают желающих в возрасте 14+, правда, двум потенциальным «гениям» оказалось чуть более 13 лет, но они оказались вполне готовыми постигать программистские премудрости.

Подготовка в плане программирования для того, чтобы оказаться в «IT-школе…» не требуется, участники школы должны владеть математикой на хорошем уровне в рамках школьной программы, что определяется в телефонном опросе. Если после этого возникают вопросы у ведущих такой опрос, подросток приглашается на беседу в колледж. Играет в отборе определенную роль и психолог. В 2017 году претендовал на участие в работе лагеря подросток-аутист. Встреча с самим претендентом и его мамой показала, что этот ребенок владеет хорошими знаниями и вполне обучаем, несмотря на некоторые особенности в психике. Кстати, в этом году он уже окончил первый курс колледжа.

Приехавшим «фабрикантам» на базу отдыха на левом берегу Дона предлагают занять себя в трех направлениях. В рамках образовательного блока идет обучение программированию. В том потоке, который занимался на прошлой неделе (а смена длится именно неделю), изучались Java-программирование и Web-программирование.

Во второе направление входит развитие надпрофессиональных навыков. Оно выбрано потому, что в последнее время уже недостаточно просто владеть профессией. В компаниях при приеме на работу смотрят и на коммуникационные навыки претендента — умения работать в команде, представлять продукт, разговаривать с заказчиком и так далее. Потому занятия в этом блоке направлены на умение общаться и на проработку навыков лидерства и уверенности в себе: замечено, что редко кто из подростков имеет адекватную самооценку. Уделено внимание и целеполаганию у ребят: ведь совсем не помешает в будущей деятельности уметь обосновывать достижение желаемых целей, определять пути их достижения и прогнозировать ожидаемый результат.

Последнее направление — сам отдых, включающий занятия игровыми видами спорта, бадминтоном, теннисом, посещение бассейна, всевозможные настольные игры, столь популярные сегодня.

На проект с рассказами о своих компаниях и тем, чем они занимаются, приезжают работодатели. Они дают представление о положении дел в IT-сфере — куда движется этот мир и какие требуются навыки, чтобы в нем существовать.

Для родителей создана группа в WhatsApp, где они получают ежедневный отчет о всех мероприятий в лагере.

Заканчивается семидневная смена тем, что подростком создается некий программный продукт, который потом обсуждается с преподавателем. Получение соответствующего сертификата завершает пребывание в «IT-школе…».

Если учесть, что 70–80% ребят приходят с нулевым знанием программирования, то в лагере они получают представление о том, что это такое и о профессии вообще. Стоит ли говорить, что такое погружение ведет к осознанному выбору профессии молодыми людьми. А это в последующем должно привести к увеличению числа IT-специалистов в регионе.

После такого основательного погружения в профессию не все «фабриканты» понимают, что программирование — их будущее: так, из всех смен 2017 года (в 2018-м подводить итоги еще рано) 23% их участников не определились с будущей профессией, а 3% точно поняли, что выберут себе другие сферы деятельности. Но полученные знания все равно поспособствуют формированию у них цифровых компетенций XXI века — уверенного использования информационных технологий во всех сферах жизни.

Цитата. Думаю, IT-фабрика — это самый лучший лагерь, в котором я когда-либо была. Все объяснялось доступно и понятно, и к концу курса все ребята приобрели навыки программирования и могли написать простейшую программу или сделать сайт.
Анна Алехина, школьница.

Цифра. Более 100 ребят уже проверили свою «гениальность» в рамках проекта «IT-фабрика компьютерных гениев».

фабрика-все1