Не мы выбираем дороги, они – нас

Большой-хазарский-горшок

Горшок хазарских времен

Строящаяся дорога, которая названа «Северный обход Ростова», как выяснили археологи, проходит по древнему пути. По нему шли народы не только в хазарские времена, но и около пяти тысяч лет назад.

Павел-Ларенок

Археолог Павел Ларенок с отреставрированной находкой

Разговаривать с археологом Павлом Ларенком из «Южархеологии» — одно удовольствие. Каждый найденный артефакт он помещает во всемирный исторический процесс и находит его связи с окружающим миром — как бы далеко этот мир по времени от нас не находился. «Но так же должны работать все археологи-исследователи», — скажет недоверчивый читатель и будет прав лишь частично: должны — но не все, слишком большой запас знаний необходим для такого осмысления найденного.

Ходили здесь хазары…

Северный автодорожный обход Ростова позволит разгрузить город, сделав проезд на Таганрог, минуя центр донской столицы. Этот обход соединит дорогу на Новошахтинск с выездом на М 23 в сторону Украины.

— Любая современная дорога. — рассказывает Павел Ларенок, — имеет свою историю. Данный обход строится на месте более древней дороги. Это было известно в письменном (и графическом) виде со времен Александра Ригельмана, который строил крепость Святителя Димитрия Ростовского. Тогда направление дорог было немного иным, но по Сухо-Чалтырской балке, по которой и пройдет будущая дорога, пролегала древняя магистраль, которая вела на северо-запад на просторы Донецкого кряжа. Она получила название Бахмутский шлях, так как по ней можно и было попасть в город Бахмут (город под Харьковом — прим. ред.). Все эти дороги и отображены на картах, которые сделал инженер Александр Ригельман в конце ХVIII века.

Таково свидетельство письменное, но археологи рассматривают эти дороги в более дальней перспективе — в частности, более ярко выраженный как действительно магистраль этот путь был во времена хазарского каганата.

Дельта Дона, куда заходили корабли из Крыма, представляла собой ряд разгрузочных площадок (как бы сейчас сказали, логистических центров), куда поступали продукты в амфорах, этой универсальной таре древнего мира, а потом сухопутными путями эти товары уходили на север Великой Степи. Отрезок суши, попавший под строительство, и представлял собой часть этого пути на север.

Кочевое земледелие

— Это мы видим по найденным обломкам посуды, которую перевозили по данной дороге, — рассказывает археолог. — Причем обломки разбитых амфор встречаются на протяжении многих километров. Традиционно считается, что такие черепки могли в свое время оставить кочевники. Ну, скажем, остановились в одном месте, постояли некоторое время, а потом ушли. Но когда такие стоянки находят на протяжении — в нашем случае восьми километров, картина складывается совсем непривычная и интересная.

Благодаря тому, что масштаб земляных работ в ходе дорожных работ был велик (и был связан со срезкой пахотных земель), удалось выявить эти стоянки, которые можно связать с циклом хозяйственной деятельности времен хазарского каганата. А это VI-Х века нашей эры. Такой способ хозяйствования называется «кочевое земледелие».

Весной люди (их можно отнести к группе тюрских кочевников, составлявших один из многочисленных народов каганата) покидали свои зимние стоянки, которые находились в лесах Донецкого кряжа (там можно было укрыться от ветров), и спускались к Дону. Обменяв или купив здесь какое-то количество продуктов из Крыма или Византии, они откочевывали обратно. Однако по пути они останавливались и некоторые степные участки на своем пути начинали распахивать. Засеяв их, они уходили, поскольку перегоняемый скот (а они были, прежде всего, скотоводами) мог бы посевы потравить. К середине лета, когда созревал хлеб, они возвращались и убирали его.

Археологами были обнаружены хозяйственные ямы, где часть урожая хранилась в виде зерна: судя по всему, таким образом хранили семена на будущий год. То есть, предусмотрительно часть урожая не забиралась с собой с тем, чтобы, ни дай бог, его не съесть зимой. Но придя весной в эти места, эти ямы еще надо было найти. Некоторые и не находили.

Видимо, здесь же заготавливалась часть хлеба не только в виде зерна, но и муки. О переработке в муку части урожая говорят ручные мельницы: найдены их жернова.

Дорога эпохи бронзы

А в более древние времена эта дорога существовала еще во времена появления у людей таких металлов, как мед и бронза. Передвигающиеся по дороге кочевники тех давних времен тоже занимались скотоводством. По пути их перемещения вдоль дорог возникли курганы — места захоронения предков. Древнейшие найденные летом 2018 года захоронения в курганах принадлежат представителям ямной культуры. Хотя по традиции сами эти искусственные насыпи представляют собой «слоеный пирог», где захоронено не одно поколение этих народов, и других — тоже.

Раскопанные курганы находятся на пересечении нынешних дорог, которые ведут на Султан-Салы и в Красный Крым при повороте на Чалтырь. Когда эти курганы были обнаружены, их назвали «воинскими», поскольку рядом находится крупная воинская часть.

Сами курганы, как уже сказано, возникли в эпоху бронзы и досыпались они неоднократно.

Здесь и погребения людей ямной культуры, и захоронения эпохи средней бронзы, когда для тела умерших устраивались катакомбные конструкции с подземными камерами.

Торговый путь, по которому шли караваны хазарского времени, был таковым и в первые века нашей эры, он связывался с Танаисом, самой крупной в Великой Степи городом-колонией античных греков. Осколки знаменитых танаисских амфор находят в той же цепочке стоянок.

Найдены были здесь археологами и фибулы (застежки), и наконечник копья. Это «наследство» сарматов, которые обитали в степи — рядом с большим античным городом.

горшок-возрастом-5-тысяч-ле

Горшок возрастом в пять тысяч лет

Про горшки

Глядя на находки археологов, воссоздающих из найденных черепков посуду древнего мира, всегда удивляло одно обстоятельство. Ну, вот вылеплен горшок, в котором в будущем будут готовить еду. Он крепок, необходимого объема и формы. Но узорами-то зачем украшать? Это — что такое: нечто, связанное с ритуальной мистикой или все-таки стремление как-то украсить свой быт.

На найденном учеными горшке с круглым дном, которому не менее пяти тысяч лет, зубчатым шпателем нанесен узор, причем потратил на него древний мастер, судя по всем много времени.

— У древних орнаментов среди прочих назначений есть и функция сбережения посуды, — объясняет Павел Анатольевич. — Нанесение углубленного орнамента уменьшает толщину стенки сосуда, увеличивая при этом их прочность.

Получается этакая своеобразная арматура. Этот найденный людьми из прошлого способ и позволил пролежать горшку с круглым дном в погребении около пяти тысяч лет. И если бы не рухнувшее перекрытие, был бы он даже без трещин…

Круглое же дно сосуда говорит о том, что его владельцы принадлежали к раннему кочевому обществу, когда приготовление пищи проходило на костре и люди еще не знали мебели как таковой. Да и сегодня котелки для охотников и рыболовов днище имеют округлое — инерция мышления, оставшаяся с тех времен. А о людях того давнего времени (пять тысяч лет назад!) можно сказать, что это «корень всех нынешних народов», ушедшие кто в Иран, кто в Индию, кто — в сторону Европы. После них на просторах этого континента и появляются курганы, которых там до них не было.

Из найденных осколков воссоздан горшок хазарского времени объемом не менее десяти литров. Он уже имеет дно плоское. Объем этого плоскодонного горшка, в котором тоже, судя по всему, готовили пищу, говорит об артельном возделывании земли: для семьи такой объем пищи был бы велик. Найдены и фрагменты больших глиняных котлов, которые подвешивались над кострами.

Словом, строительство дороги открыло интереснейшие данные о проживавших здесь когда-то народах. Единственное, чего хотелось бы пожелать — так это восстановления курганов возле новых дорог. Все-таки эти когда-то сделанные руками человека сегодня являются неотъемлемой частью пейзажа донских степей. Как пример, восстановлен же курган после раскопок возле хутора Недвиговка.