Как «продать родину» по полной программе?

Хутор Каргинский Шолоховского заповедника

Хутор Каргинский Шолоховского заповедника

Внутренний туризм в Ростовской области – дело перспективное, но пока не очень прибыльное, считает представители турагентств, которых собрал «Молот» за круглый стол, чтобы обсудить, как полноценно и недорого провести отпуск.

Проблемы развития внутреннего туризма в области обозначились сразу же, как участники дискуссии стали называть хиты нынешнего сезона. К сожалению, никто на первом месте не назвал чудесные места для отдыха на Дону и Азовском побережье, хотя все отмечали их наличие. Популярностью в 2008-м пользуются уже, как ни странно, не Турция с Египтом, хотя желающих попасть туда совсем немало, а страны Европы. Директор турагентства «Розовый слон» Алексан Мктрчян назвал стоимость отдыха на острове Крит (10 дней, отель «четыре звезды») – 350 евро (цена на 3 июля, включая перелёт). По его словам, условия отдыха там с трудом сравнимы с лучшими пансионатами нашего Черноморского побережья. Хитом этого сезона у турагентства «Юрта» считается Анапа, которая продается, в основном, северянам. День отдыха одному человеку там обойдется, как минимум, в 3,5 тысячи рублей.

Итак, на первое место из всех проблем вышла инфраструктура отдыха. Отдых на азовском побережье может стать популярным. Как известно, объявлены торги на аренду земельных участков в Азов-Сити с одновременным заключением инвестдоговоров на строительство казино и отелей. Но до этого еще надо дожить, а пока – почему же в том же Ростове не строятся гостиницы эконом-класса, так необходимые основной массе путешествующих, самой мобильной части общества – детям, спортсменам? Дело, хором прокричали участники дискуссии, в стоимости земли в донской столице и в медленной окупаемости этого бизнеса. Он вообще начинает окупаться, начиная со здания в семь этажей, где расположены не менее 100-120 номеров. Так что пока для этой категории туристов и известная в городе гостиница «Западная» с её 500-рублевыми эконом-номерами (а школьники до недавнего времени были самими массовыми туристами) дороговата. Хотя, по словам ее директора Ивана Горкунова, здесь часто останавливаются школьники из Ставрополья: ведь в Ростове действительно есть на что посмотреть.

Гостиницы с «хорошей ценовой политикой», по словам руководителя отдела приёма турагентства «Рейна-Тур Тимура Папченко, сейчас появляются в области, что позволяет работать над новым содержанием программ. Так появился «Казачий уикенд», который проводится в Усть-Донецком районе, с катанием на лошадях, купанием и рыбалкой на зорьке. В Пролетарском районе, по словам Тимура, на выходные ждут путешественников на Великокняжеском конном заводе, где на берегу Маныча сохранилась нетронутая плугом степь. Казачья тема вообще должна стать главенствующей в развитии внутреннего туризма на Дону: об этом, по крайней мере, заявили приезжие туроператоры – участники весеннего инфотура, организованного по инициативе администрации области.

То, что раньше называлось «отдыхом выходного дня», должна стать «коронной фишкой» донских турагентств, согласились с таким выводом участники круглого стола. Сюда можно отнести и туры на теплоходах: ведь, с удивлением отметила директор турагентства «Русский вояж» Галина Ильина, сейчас россияне стали тратить деньги на то, чтобы увидеть родную страну, а не только заграницу. К сожалению, ростовские суда работают на Дону только весной и осенью. А ведь желающих увидеть Ростов, Азов, Таганрог, Старочеркасскую совсем не так мало, как кажется.

Но кто знает про красоты наших «палестин»? Еще одна великая проблема – реклама интересных туров. «Мне участие в такой выставке, как Интермаркет, нужно отрабатывать весь год!» – заявила директор турагентства «Россиянка» Татьяна Мирская. Хотя, по ее словам, сегодня минэкономики области поддерживает тех, кто участвует в подобных выставках, субсидируя их расходы. Субсидируются согласно принятой областной программы развития туризма приобретение экскурсионных автобусов и плавсредств (начиная с теплоходов, заканчивая байдарками – кто знает, как популярны походы на них вокруг острова Поречный, в которые ходят даже родители с детьми-инвалидами!), субсидируется производство сувенирной продукции. По данным начальника отдела развития инфраструктуры туризма управления развития туризма минэкономики области Анны Гуровой, в международной туристической выставке в Лондоне этим летом примут участие три ростовских турагенства.

Короче, при такой поддержке занимайся въездным туризмом – не хочу! Но упоминание еще одной проблемы развития внутреннего туризма вызвало бурю эмоций у присутствующих. Сможет ли когда-нибудь наш «ненавязчивый» сервис стать вровень с тем, как встречают российского туриста в той же Турции или в Египте? Дело – не в наличие «звездных» отелей, а в отношении к приехавшему. Здесь важно сломать стереотипы, считает директор «Западной» Иван Горкунов. В России почему-то стыдно признаться, что ты занят оказанием людям услуг. Женщина с высшим образованием, устраиваясь горничной, просит не писать об этом в трудовой книжке. Этими комплексами надо переболеть. Если к нашей душевности прибавить западную культуру – все у нас получится.

Внутренний туризм – вопрос не всегда экономический. Приведенным примером Татьяна Мирская как бы подвела итог дискуссии: «Когда четырехлетняя девочка, приехавшая с родителями, на казачьем подворье в Вешенской притоптывает в такт казачьей песне и подпевает, думаешь, что не зря работаешь! Это западает в сердце, почему и ездят люди, проникшиеся этим, в казачий край годами. Достаточно сказать, что свои новогодние туры в Шолоховский заповедник «Россиянка» готовит уже сейчас, в самую «макушку» лета.

Афоризмы круглого стола «Молота»

Директор ТА «Розовый слон» Алексан Мкртчян: «Пока не вижу ни одной процветающей фирмы, занимающейся внутренним туризмом».

Директор «Западной» Иван Горкунов: «Западные отельеры считают простыни, когда клиент спускается вниз сдавать ключ. У нас, к сожалению, в гостиницах пока работают завхозы, а не отельеры».

Директор ТА «Русский вояж» Галина Ильина: «У нас ездят не те, кто хочет, а те, кто может себе это позволить. Чем дороже тур, тем, к сожалению, все больше «не тех людей». Впрочем, мы стали «выезжать» только 15-17 лет. Здесь научиться себя вести не смогли, там – еще не научились».

Замдиректора ТА «Сага-Вояж» Лариса Гордеева: «Трудно работать с музеями Ростовской области, где нет гидов, владеющих языками. В Европе не принято слушать экскурсии через переводчика».

Директор ТА «1001 тур» Марина Васянкина: «Повести приезжих в Ростове есть куда, но так везде грязно, что самой стыдно.