Рождественский бал в стиле модерн
В особняке Солодова в Ростове-на-Дону на Рождество давали бал, на который съехались реконструкторы из нескольких российских городов. Организатор бала — Ростовский областной музей краеведения, на территории которого и проходило это светское мероприятие, и студия старинного танца «Галантный век».
По словам Маргариты Соколовой, главного вдохновителя и организатора бала, а по совместительству заведующей Музеем русско-армянской дружбы (отдел РОМК), это уже пятый Рождественский бал, который проводит музей, и второй — в этом особняке, перешедшем в распоряжение РОМК. Прежние балы устраивались в особняке Искидарова. который сегодня занимает Музей русско-армянской дружбы. Там также предусмотрен зал для танцев, но, скорее, семейного круга. А когда желающих стало много, и было решено перенести бал в особняк Солодова. В музее предпочитают, чтобы прошлое люди постигали, не только разглядывая экспонаты в витринах, а, что называется, «вживую», участвуя в подобных мероприятиях, то есть, погружаясь в саму историю.
В России, оказывается, растет и крепнет движение реконструкторов именно мирного прошедшего времени, а не только военных действий. На балу были дамы и кавалеры из Ростова-на-Дону и Москвы, Ставрополя (школа старинного танца), Краснодара и Батайска, и все это собравшееся светское общество не только резвилось в танцах начала ХХ века, но и вело светские беседы, а также участвовало в увеселениях не танцевального порядка — например, играло в лото.
Весьма симпатичные реконструкторы не только проделывали па совсем неизвестных нынче танцев (а что известно сегодняшним жителям донской столицы про такие танцы эпохи модерн, как помпадур, па-де-патинер, матчиш или вальс-коммандор, а также шакон или… дирижабль?!), но и рассказывали про свои наряды.
Так, в женских платьях эпохи модерн использовались в большом количестве цветочные и растительные орнаменты, создавая лирический образ их обладательниц. Заметное влияние на орнаменты оказали японские мотивы. Еще одним направлением, вдохновлявшим создателей женских нарядов той эпохи, были античные мотивы.
В 1910-е светские платья для выхода становятся более темными и отделываются темными же бисером и стеклярусом. Костюмы, на создание которых обладательниц вдохновила коллекция музея Метрополитен, сделаны из черного бархата, шелка и шифона. Одно из них было расшито темной тесьмой. Все они полностью соответствуют романтическому образу женщины тех лет.
Перед 1917 годом платья изобиловали вышивками, в том числе, и вышивкой шнуром. Женские сумочки в стиле ар деко были маленькими, все они блестели и сверкали, вышитые бисером.
Балы, которые устраивает музей, рассказала Маргарита Соколова, были не только рождественские, но был бал литературный, весной 2014-го — бал цветов. Стиль модерн для этого бала был выбран потому, что это более близкое нам время, хорошо отраженное и в литературе, и в изобразительном искусстве.
Любая подготовка бала — это изучение эпохи, обучение танцам, попытка погружения в атмосферу танцевального вечера. Сами балы в музее стараются вписывать в проводимую выставочную работу. Одна из организаторов бала Наталья Стрюкова — преподаватель истории в колледже культуры, ее партнер по танцам — инженер-конструктор из российской Ассоциации старинных танцев. В Музее русско-армянской дружбы сейчас работает выставка нарядов эпохи модерн из коллекции Натальи.
Наталья уверяет, что уже третий год подряд члены студии старинных танцев «Галантный век». которую она возглавляет, дает и бал в честь обороны Таганрога в 1855 году (отделение студии работает и в этом городе). Для нее такое времяпрепровождение — уже образ жизни.
На будущий год, сообщила Маргарита Соколова, в музее хотят на бале сделать комнату для мужчин и для женщин. Мужчинам в этой комнате в былые времена было положено читать газеты и книги: библиотеки, как сегодня это не покажется странным, были тогда и на балах востребованы.