Богатые тоже плачут

Васса Железнова - з.а.России Н.Гординская и Рашель - Юлия Борисова в спектакле 'Васса Железнова' Ростовский академический театр им. М.Горького фото Веры Волошиновой

Васса Железнова - з.а.России Н.Гординская и Рашель - Юлия Борисова

Одна из самых известных пьес основоположника социалистического реализма вполне могла бы стать основой сценария сериала. Знакомые персонажи – суровая бизнесвумен, многочисленная семья со своими «скелетами в шкафу», загадочные смерти персонажей, неожиданный конец…

Не будем лукавить: имя на афише такого автора, как Максим Горький, сегодня не сделает аншлаг. Вот и на премьере «Вассы Железновой» в Ростовском академическом театре драмы имени М.Горького в зале сияли пустые кресла. Однако театр оказался правым, взяв для постановки одну из пьес того, чье имя он носит. Драматургия Горького проверку сегодняшним днем прошла, оказавшись настолько глубокой и современной, настолько полной разными смыслами, что потяни там за любую ниточку, вытащишь именно то, что ищешь.

Постановщик спектакля, народный артист России Николай Сорокин искал семейную историю и ее нашел. Дом – вот основа основ для героев. Сюда возвращаются после загулов капитан Железнов (народный артист России Игорь Богодух) и искренний даже в самых худших своих устремлениях Прохор Храпов (прекрасная работа Сергея Власова). Сюда возвращается Рашель (Юлия Борисова), хотя прекрасно понимает, что ее здесь не ждут. Провозглашая свои революционные жизненные установки словно с трибуны, и она в конце концов ломается и поддается домашнему уюту.

Образ спектакля создают великолепные декорации художника– постановщика Виктора Садового. На сцене – дом Железновых– Храповых, устойчивость которого подчеркивают мощные колонны со встроенными в них сейфами. Все основательно и роскошно, и только иногда, как бы напоминая о вечном, загораются звезды. И тогда понимаешь, что над домом вместо крыши – небо, что открыт он всем ветрам. И любое движение вне этих мощных стен отзывается бурей в отношениях семейных.

Мир в этой семье держится на плечах хрупкой женщины с почти мужским именем Васса. У заслуженной артистки России Натальи Гординской эта героиня постоянно пытается заковывать себя в броню бесчувственности. Лишь мгновенье слабости – упала на колени перед иконой после нечаянного отравления мужа – и тут же берет себя в руки, демонстрируя недюжинную прагматичность. Понежила младшенькую Людмилу – и опять ушла в свои расчеты. А иначе нельзя, иначе рухнет все вокруг, трудами создаваемое и такими жертвами выкупленное у судьбы.

Мы не услышим на сцене, как учит внука бороться за «свое» бабушка, характером весьма оправдывающая свою фамилию. Нет этого в пьесе. И бегает до поры– до времени по дому безголосый парнишка в детской матроске, путаясь у всех под ногами. Но в конце выйдет этот будущий хозяин с той же, между прочим, фамилией, что и у бабушки, и стукнет ножкой о пол, и крикнет на родного дядю: не тронь, мол, чужого. Мое! Васса Борисовна может быть спокойна: личным примером вырастила она будущего хозяина. Спектакль «Васса Железнова» – это и успех художника по костюмам Натальи Пальшковой. В них, этих деловых нарядах и самой хозяйки дома, и Рашель, и Анны (Елена Подуст) казалось бы, соблюден силуэт начала века. Но, с другой стороны, назовите нынешнюю бизнесвумен, которая отказалась бы надеть что– то похожее. Все эти блузки с буфами, жилетики, пиджачки с бахромой и галстучки приятны изящностью форм и добротностью исполнения.

Мы получили спектакль, который, не заглядывая особо далеко в горьковские глубины, таки дает представление о характерах как эпохи прошедшей, так и нынешней. Такая она, классика – на все времена.


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.

Ростовский театр драмы им М Горького

Другие театры Ростова

Ростовский музыкальный театр

Молодежный театр (ТЮЗ)

Новошахтинский драматический театр

Ростовский Театр Кукол