Солдатская душа Шолохова

Шолохов-среди-бойцов-Красно

Шолохов среди бойцов Красной армии. 1941 год. Фото — Евгений Халдей

Не только всероссийской акцией «Вместе с Шолоховым», но и выпуском очередного номера научно-просветительского общенационального журнала «Мир Шолохова», посвящённого 115-летию со дня рождения и 75-летию Великой Победы, отметил музей-заповедник юбилей российского лауреата Нобелевской премии.

Открывают номер статья главного редактора Юрия Дворяшина «Душа у него солдатская…». Уговорить самого Михаила Александровича рассказать о его пребывании на фронте было практически невозможно. На такие просьбы он указывал на свои фронтовые очерки: мол, там все сказано. При этом есть многочисленные свидетельства, что выезжать на фронт полковник Шолохов предпочитал без сопровождающих. При этом в штабах не задерживался: полк, батальон, рота — вот его привычный маршрут. Он не мог даже думать, пишет Юрий Дворяшин, о том, что можно вести себя по-другому. В этом отражалась вся суть его натуры — то самое, что солдат-сибиряк во фронтовом окопе, говоря о писателе, назвал «солдатской душой».

Интервью с Александром Шолоховым — внуком писателя, первым зампредседателя комитета по культуре Госдумы РФ, опубликованное в журнале, повествует об отношении к Шолохову в скандинавских странах. «Он был проводником национальной культуры», — утверждает депутат. А сама эта «северная история» нравилась писателю с детства, и он не раз признавался, что в этих странах у него были друзья — тот же финн Марти Ларни. «Я не ошибусь, — говорит Александр Михайлович, — если скажу, что больше чем в скандинавских странах, ни в каком другом направлении деде не отметился, ломая при этом любой протокол».

О немного подзабытом рассказе-эпопеи «Наука ненависти» писателя рассуждает на страницах журнала Ирина Минералова. Для писателей-фронтовиков, уверена автор, огромную роль сыграло это произведение, опубликованное почти одновременно в июне 1942 года в «Правде» и в «Красной звезде», а потом — отдельной брошюрой в «Библиотеке «Огонька». Это произведение на фронте не воспринималось как художественный вымысел в силу узнаваемых коллизий. Наоборот. вполне узнаваемые реалии, отраженные в нем. позволяли думать о нем как об очерке, написанном со слов очевидца. Автор статьи находит отзвуки этого рассказа и в «Судьбе человека», и в произведениях других литераторов, даже спустя десятилетия у Иосифа Бродского — всех, кто понимает, в чем источник духовной и творческой силы для художника.

В разделе «Встречи. Беседы. Интервью» опубликована запись встречи М. М. Шолохова, младшего сына писателя, с сотрудниками музея-заповедника, которая состоялась 19 октября 2012 года. Михаил Михайлович размышляет об идеологической борьбе, о разрушении нравственности, делится своей болью: «…не найдёте ни одного писателя, которого бы так очернили, оболгали, как отца… Почему? Да потому, что он правду писал… Как ни странно, человек за это подвергался чуть ли не репрессиям».

Рубрика «In memoria» посвящена памяти Юрия Бондарева, и на «Литературной странице» представлена его статья «Перечитывая «Тихий Дон». «От „Тихого Дона“ исходит сияние человечности, свободы, красоты, правды, — пишет писатель-фронтовик. — Каждое слово эмоционально и наполнено особым смыслом, каждая строка проникает в сердце читателя Всё здесь ново: и мысль, и форма. И от всего этого входит в душу спокойная радость, начинаешь верить в силу искусства».

Читайте также...

Яндекс.Метрика