Воспитание историей
Вот уже третий год подряд минцифры области (а до этого года — мининформсвязи) проводит для школьников конкурс геоинформационных проектов. В прошедшем году ученикам донских школ было предложено посвятить их 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Первое место в этом конкурсе заняли воспитанники Классического лицея № 1 Ростова-на-Дону.
В историю — через электронную карту
Все началось со школьного музея, но о нем немного позже. О том, как создавался проект- победитель, получивший название «Вторая оккупация Ростова (1942–1943): через года, через века — помните!», рассказала преподаватель физики и информационных технологий Ольга Соколова.
Сначала работе с географической информационной системой (компьютерная система, позволяющая показывать на электронной карте нанесенные данные) обучили учителей. А те, в свою очередь, передавали эти знания ученикам, для которых и стал проводиться ежегодный конкурс. Прошлый год принес задание сделать проект, связанный с Ростовской областью и посвященный юбилею Победы.
В лицее была выбрана тема, связанная со второй оккупацией города. Географическая информационная система в прямом смысле слова «давали карты в руки»: оказалось, что можно заинтересовать восьми- и девятиклассников, сведущих в IT-сфере, возможностью на электронной карте показать историю города.
Были выбраны объекты — здания, сооружения — которые могли бы раскрыть жизнь ростовчан в те страшные семь месяцев 1942-43-х годов. Поиск информации шел, в том числе, и в Интернете.
На карту были нанесены и оборонительные рвы: на снимках было показано их нынешнее состояние. Сооружение этой оборонительной инфраструктуры- настоящий подвиг мирного населения Ростова, считает Ольга Соколова: познакомившись с ней, в этом смогли убедиться и сами школьники.
Мало кто из них, к примеру, знал, что в нынешней гостинице «Ростов» располагались немецкие казино и солдатский клуб. А на электронной карте, наведя курсор на объект, можно увидеть не только, как выглядело здание в те годы, но и его нынешнее состояние, а также прочитать полную информацию о нем.
Не остались без внимания и улицы, названные в честь детей-героев. Словом, объектов, рассказывающих о второй оккупации, набралось на карте больше сотни.
Причем эту электронную карту сегодня может увидеть любой желающий — и не только в Сети, но и на огромном мониторе, зайдя в небольшое помещение музея лицея.
В этом году, по словам Ольги Соколовой, на вооружение взята тема, посвященная 450-летию служения донского казачества российскому государству. Лицеисты, скорее всего, будут заниматься нанесением на электронную карту донских станиц с их историей.
Свои герои
Сам музей лицея, экспонаты которого стали собирать сразу же после образования этого учебного заведения, расположен в небольшой комнате, доверху заполненной витринами с экспонатами. Да не просто предметами, а теми, которые могут рассказать о тех знаниях, что получены ребятами через поисковую работу. Это только кажется, что слова «поисковая работа» скучные и годятся лишь для отчетов. Вот, к примеру, какой случай связан с преподавателем доноведения лицея Викторией Савченко. Все знали, что женщина не просто преподает — живет своим предметом. Сама казачка, многое она сохранила у себя дома. Но этот старый дом на улице Социалистической уже был готов к сносу.
И, тем не менее, туда отправилась настоящая экспедиция лицеистов, рассказала Анжелика Войт, преподаватель истории. Из полуразрушенного дома были спасены этажерка ХIХ века, старая походная люлька и много других предметов, которые сегодня в отреставрированном виде можно увидеть в музее.
Экспонаты в другой витрине рассказывают еще более трогательную историю. В музее лицея хранилась фотография 16-летнего парнишки-героя, наводчика артиллеристов Красной Армии, которая вела бои за окончательное освобождение Ростова. Женя Репко погиб накануне освобождения города — 8 февраля 1943-го. Два года назад в лицей поступила информация о том, что могила Жени на Нижне-Гниловском кладбище находится в плохом состоянии. Когда ребята с Анжеликой Ивановной нашли эту могилу, ее состояние оказалось еще более ужасным, чем предполагалось: памятник на могиле Жени почти рассыпался, как и такой же памятник на могиле отца парня, похороненного рядом в 1970-х.
Лицеисты стали собирать средства на новые памятники, проводя благотворительные мероприятия. К делу подключились ученики Донской реальной гимназии, расположенной рядом с лицеем, и в итоги два памятника были воссозданы заново. «Теперь, — говорит Анжелика Войт, — у нас действительно есть свой герой, к могиле которого каждый год 14 февраля мы приносим цветы».
Видя такое отношение в лицее к памяти как о давнем, так и о недавнем прошлом, мама выпускника Михаила Приходченко, погибшего в Афганистане, отдала в музей награды, документы и личные вещи сына. В итоге в музее появилась не только еще одна витрина с этими экспонатами, но и памятная доска герою на фасаде здания.
Так и получается в этом музее, что и информационные технологии способствуют делу патриотического воспитания, и трепетное отношение к прошлому здесь неразрывно связано с настоящим и будущим.
Цифра. 11 лет работает музей в Классическом лицее № 1 донской столицы.