С оценкой своей работы на ЕГЭ можно поспорить

24 мая начались итоговые экзамены в общеобразовательных школах в форме и по материалам ЕГЭ. Кроме математики и русского языка с литературой, пока выбор этой формы испытания своих знаний по остальным предметам – дело добровольное. А как быть тем, что не согласен с оценкой своих знаний на этих экзаменах? Как можно опротестовать результаты ЕГЭ? Об этом корреспонденту “ОРО” рассказала главный специалист отдела контроля качества образования министерства общего и профессионального образования Ростовской области Октябрина Хребтова.

–  Что делать выпускнику, если он считает, что его знаний оценили, скажем так, ниже того, на что он рассчитывал?

– Школьник, который не согласен с тем результатом, который ему выставили при проверке его работы в Москве (напомню, что именно там и проверяют все работы), имеет возможность в трехдневный срок после официального объявления результатов и доведения этих результатов до его сведения обратиться в областную конфликтную комиссию. Эта комиссия – одна из тех структур, которая создана в рамках эксперимента по проведению Единого государственного экзамена в Ростовской области. Ее возглавляет председатель Виктор Алексеевич Бережной, заместитель министра общего и профессионального образования области. В составе комиссии в этом году – девять человек.

–  А если мы имеем дело с выпускником школы в районе?

– Выпускник и в городе, и в районе отдает свое заявление руководителю своего образовательного учреждения. Руководитель, зная эти временные требования, направляет заявление к нам, в комиссию – либо по электронной почте со всеми подписями, либо по факсу. Заявление регистрируется техническим секретарем, и начинается процедура рассмотрения этого заявления.

У конфликтной комиссии также есть срок, в течение которого она должна дать выпускнику ответ – три дня. Подача аппеляции возможна лишь в связи с несогласием с оценкой, но никак не с содержанием контрольно-измерительных материалов, с которыми выпускник имел дело. В ходе эксперимента (напомню, в Ростовской области пятый год идет эксперимент с ЕГЭ) этот вопрос не рассматривается.

Что имеется в виду под несогласием с оценкой? Первое: выпускник сомневается, правильно ли компьютер “считал” все его отметки в частях “А” и “В”? После того, как с разрешения федерального центра мы получаем копию работы самого выпускника, мы приглашаем его на беседу в конфликтную комиссию. Предъявив ему ксерокопию его работы, мы спрашиваем его, узнает ли он ее? После “опознания” предъявляется протокол проверки работы, и выпускник проверяет, все ли его ответы компьютер “считал” правильно. За все годы у нас не было случая, чтобы компьютер ошибся.

Вторая часть – более тонкая: это перепроверка части “С”, то есть выполненного творческого задания. Она также предъявляется выпускнику с целью опознания. После того, как он признает: да, это моя работа, эксперты, приглашенные в конфликтную комиссию, осуществляют повторную проверку части “С” и соотносят ее с тем, что выставлено в протоколе.

Если в ходе повторной проверки обнаруживается возможность выставить более высокий балл, оформляется протокол пересмотра задания части “С”. Есть здесь и такая тонкость: баллы выпускник может набрать, но их зачастую бывает так мало, что они не влияют на шкалу перевода полученных баллов в более высокую отметку. То есть, он все равно не добирает, к примеру, либо до четверки или пятерки.

– Как часто ошибаются эксперты?

– Могу сказать, что не очень часто. Были аппеляции, решенные в пользу выпускника, когда, скажем, выпускница свою работу не опознала. У нее был вариант № 111, а с подачи организатора экзамена она написала, что вариант работы у нее № 11.

Машина по такому ключу и проверила работу. Естественно, ничего не совпало, и хорошо подготовленная выпускница, заканчивающая профильный класс, получила за свою работу двойку. Разумеется, ее работа рассматривалась заново, и оценка была кардинально пересмотрена.

В том и ценность конфликтной комиссии, что она имеет возможность затребовать копию работы, посмотреть на нее более пристально и вынести свой вердикт. Все “пересмотры” оформляются соответствующим протоколом, отсылаются в Москву и там определяются с результатом экзамена.

–  Так последнее слово – за федеральным центром?

– Конфликтная комиссия министерства общего и профессионального образования Ростовской области аргументирует необходимость изменения оценки или отсутствие такой необходимости. Когда Москва согласится с необходимостью изменения оценки, результат экзамена утверждает Государственная комиссия Ростовской области.

– Значит, если человек уверен в своих знаниях, стоит подавать аппеляцию?

– Мы никогда ребятам не отказываем в рассмотрении их заявлений. С каждым годом их количество возрастает. Но не забудем, что возрастает и количество участников эксперимента с ЕГЭ по разным предметам.

Помимо такого рода аппеляции есть и другая, которую выпускники должны оформлять сразу же после проведения Единого государственного экзамена. Эта процедурная аппеляция, и ее надо подать в день проведения экзамена и в пункте его проведения тому уполномоченному, который в этот пункт командирован от ГЭК Ростовской области. В этой аппеляции он может заявить о том, что у него не было условий для успешного выполнения заданий ЕГЭ. А все годы у нас была одна такая аппеляция: выпускник посчитал, что ему “не додали” две минуты положенного времени. Но конфликтная комиссия с ним не согласилась. Все упиралось в то, что выпускник не успел переписать, по его утверждению, результаты из черновика в “чистовик”. При разборе выяснилось, что организатор неоднократно обращалась к аудитории: “Ребята, пора переходить к работе с “чистовиком”!” Выпускник просто не сладил с временным фактором.

– Назовите число выпускников, которые в этом году пишут обязательные экзамены.

– В экзамене по русскому языку у нас ожидается участие 34517 выпускников, по математике – 32994.

–  А почему такая разница?

– У тех гуманитариев, которые сдают математику, есть право сдачи этого экзамена в других формах. Помимо этого здесь не учитываются почти 1200 выпускников, которые уже были аттестованы в силу длительной болезни, в силу того, что они – спортсмены и участвуют в состязаниях, выпускники вечерних школ и так далее.

“ОРО”, 2005, № 20, с.2


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.