Отрекаемся от любой измены
7 сентября (по новому стилю) 2021 года исполняется 350 лет принятию донскими казаками присяги на службу России. Как это связано с восстанием под предводительством Степана Разина и на каком основании до этого донские казаки служили русскому царю, «Живой Ростов» побеседовал с доктором исторических наук, завлабораторией казачества Южного научного центра РАН, профессором Андреем Венковым.
Без «крестного целования»
— Но если не было присяги, то, действительно, на каком основании служили донские казаки русскому царю?
— Служили они России, как сами говорили, «без крестного целования».
— То есть по доброй воле?
— Более того, с ними вели переговоры и ставили их на уровень с наемниками. Им платили жалование за охрану определенной части границы. Но после Смутного времени казаки потребовали, чтобы все переговоры с ними вели через Посольский приказ, то есть, по-нынешнему, через Министерство иностранных дел.
— Они-то потребовали, а что ответило им царское правительство?
— А что оно могло ответить в 1614 году?! Оно тогда существовало, как говорится, «еле-еле душа в теле». Они пытались навести порядок на юге, куда удрал атаман Заруцкий, женившийся на Марине Мнишек, которая претендовала на русский престол. Так что царская власть шла на любые уступки казакам, только бы беглецов на Дону не поддержали и помогли выловить. Их поймали аж на Урале. А казаки, увидев слабость власти, помимо повышения статуса на переговорах потребовали и разрешение беспошлинной торговли по всей России: полученную в результате разбоев добычу нужно было где-то реализовывать. Общение через Посольский приказ длилось до Петра Первого, который это дело пресек и переподчинил казаков Сенату, а потом Военной коллегии.
Принять присягу Разин «пособил»
— А с присягой-то что?
— Казаки ее принятие оттягивали как могли: ведь и на законодательном уровне, и в обыденном сознании настоящая служба начинается после принесения присяги. И связано принятие присяги было с восстанием Степана Разина. После поражения восстания на Дон явились царские представители и категорически предложили эту самую присягу принять. И по старому стилю с 24 августа (по новому — 3 сентября) казачий круг в Старочеркасской обсуждал этот вопрос. Решено было присягу принять, так как войско было практически обескровлено.
— Это на самом деле было связано с разгромленным восстанием?
— Когда казаки шли в поход, где предполагалась большая добыча, в походное войско уходили, как правило, две трети мужчин. А когда Степан Разин, походный атаман, вернулся из похода, вопреки сложившимся традициям он походное войско не распустил. А вообще-то это повод для гражданской войны — как у Юлия Цезаря. В истории зафиксирована его фраза: «У дяди (атаман войска был его крестным отцом, и Разин называл его дядей) — свое войско, и у меня будет свое». Казачья верхушка промолчала, и Разин стал хозяйничать на Дону, запретив, например, венчание в церкви и предложив обручаться по-прежнему — хождением вокруг вербы. У любого военного сообщества была в те времена привычка смотреть на церковников свысока, да и у присылаемых на Дон священнослужителей совершенно точно была функция «служить и доносить».
И были ей верны
— Присяга заключалась тогда в целовании креста — и только?
— И в подписи в списке. Большинство из них были грамотными уже тогда. А если сравнивать количество грамотных в России и на Дону даже в начале ХХ века, то в среднем по стране это было 18–20%, а в Области войска Донского — за 65%. Вспомним, что на территории войска Донского школы были бесплатны.
— А текст той присяги известен?
— Он был политизирован: «…Мы отрекаемся от всякой измены и против всех, кто выступает против России, будем бороться. И государю целуем крест на верность».
— И, кстати, казаки были ей верны до 1917 года, не так ли?
— Потом их заставили присягнуть Временному правительству. А следующий призыв — присяга Войску, то есть Гражданская война.
— А потом — рабоче-крестьянскому правительству.
— Да. «Я — сын трудового народа…». Казаков при Советской власти брали в территориальные войска, но не в кадровую армию. В кадровой армии служили три-четыре года, после этого человек имел право завербоваться и уехать на север или восток, где, отработав пять лет, получал паспорт. Вспомним, что у крестьян в те времена таких документов не было, а он давал возможность выбраться из деревни. В территориальных войсках служба длилась три месяца с прохождением курса молодого бойца, а потом — домой. Эти ограничения были сняты в 1936 году, хотя традиция готовить молодежь к службе соблюдалась в станицах все эти годы.