От работорговли до прав человека

Раз в два года количество правозащитников на один квадратный метр во французском городе Нанте увеличивается во много раз. Так получилось и в июле – 2006: здесь прошел Второй всемирный форум по правам человека. Около 1000 делегатов – правозащитники, члены неправительственных организаций и ассоциаций, юристы, журналисты, ученые из почти 70 стран мира обсуждали наиболее острые, наболевшие проблемы прав человека в разных странах на всех континентах. От России в этом форуме принимали участие представители всего двух организаций – МГИМО и Центра гражданского образования и правового просвещения из Ростова-на-Дону.
С просьбой рассказать о форуме корреспондент «Новой на Дону» обратился к директору Ростовского Центра, члену Комиссии по правам человека при Главе Администрации (Губернаторе) Ростовской области, доценту юридического факультета РГУ К.П. Краковскому

– Константин Петрович, почему именно Нант, а, скажем, не Страсбург или Женева?

– Нант – центр исторической провинции Бретань. Выступая на открытии форума, его мэр отметил два прямо противоположных по значению для идеи прав человека исторических факта из жизни города. Нант известен с ХVI века как крупнейший европейский центр работорговли, и в то же время именно здесь король Генрих IV подписал закон о свободе совести («Нантский эдикт»). Во Франции популярно стремление чем-то выделить свою «малую родину», благодаря чему город должен стать известным всему мире. К примеру, побратим Ростова Ле Ман известен всем своими суточными автогонками, Кан прославился всемирным конкурсом юристов по правам человека, а Нант стал проводить всемирный форум по правам человека.

– А кто еще, кроме местных властей, традиционно участвует в организации форума?

– У его истоков стояли не только мэрия Нанта, администрация департамента региона Атлантическая Луара, но и серьезные международные организации, например ЮНЕСКО, Международная Академия прав человека, Совет Европейского Союза, региональные и национальные Комиссии по правам человека (например, Африканская, или Аргентины). В составе оргкомитета были члены Французского парламента, известные в мире правозащитники, юристы.

– Что же сейчас волнует правозащитников мира?

– Проблемы прав человека многочисленны, многообразны, в том числе, применительно к каждой отдельной стране. Например, в контексте антитеррористических мер, принятых рядом западных государств, явно наметились тенденции дискриминации арабов, мусульман, а также наступление на права эмигрантов, беженцев, цыган и так далее.

Острый разговор об ответственности государства за соблюдение прав своих граждан перерос в дискуссию о такой же ответственности перед теми, кто прибыл в страну из других государств вследствие трагического стечения обстоятельств.

Как водится, правозащитники ругали свои государства за нарушения прав человека. Так, израильский историк и журналист осудил действия своего правительства в разгорающемся конфликте с Ливаном, старом конфликте с палестинцами.

– От вас, наверно, также ожидали традиционного осуждения действий российского правительства в Чечне?

– После моего вопроса о соотношении прав человека и безопасности государства в историческом контексте и современном аспекте произошла небольшая дискуссия. Ведущий – бывший посол Франции при ООН С. Хессел задал мне встречный вопрос об истоках конфликта и ситуации на Кавказе. Пришлось дать развернутый ответ с историческими экскурсами в ХIХ век, события 1944 года и анализом современной ситуации. Мы продолжили разговор с израильтянином в кулуарах, и выяснилось, что он близко знал нашего первого посла в Израиле Александра Бовина, человека дорогого нам еще и потому, что он – выпускник юридического факультета РГУ.

Проблему смертной казни организаторы форума предложили обсудить в контексте проблемы дискриминации, так как большинство осуждаемых к этой мере наказания – из беднейших слоев общества, к примеру, «черные» в «белых» государствах. Такой поворот темы вызвал небывалый интерес. Было настолько много желающих выступить, что ведущий стал просить говорить короче. Когда подошла моя очередь, он умоляюще попросил: «Только двадцать секунд». А ведь российский аспект проблемы очевиден: 80% общества выступает за возврат этой меры наказаний. Проведенный мной опрос среди студентов юридического факультета РГУ дал те же цифры! После Беслана даже в Думе заговорили о необходимости отмены моратория на смертную казнь, и лишь сдерживающая позиция Президента не дает простора этой инициативе. Словом, было о чем рассказать, но, учитывая ситуацию цейтнота, пришлось ограничиться одной фразой «Нет смертной казни!», что вызвало аплодисменты собравшихся и благодарность ведущего за самое краткое выступление.

– Проблема прав человека в армии сегодня в российском обществе обсуждается как никогда горячо. Были ли среди участников форума военные?

– Проблему ответственности при использовании силы во имя права обсуждалась при участии двух натовских генералов и трех полковников из Франции, Австрии, ФРГ. В качестве шутки я даже спросил перед своим выступлением, следует ли мне, старшему лейтенанту запаса, вставать, задавая вопрос, на что получил ответ: «Русский офицер может говорить сидя! »

Сразу отмечу достаточно высокий интеллектуальный уровень докладчиков, проявившийся не только в их выступлениях, но, главное, в ответах на довольно острые вопросы. Очень понравилось четкое выступление немецкого полковника М. Розенбергера, посвященное критериям контроля за армией и ответственности военных за легальность их операций. Именно ему был задан вопрос одного из присутствующих, бывшего участника Французского Сопротивления, об ответственности немцев, родившихся даже после 9 мая 1945 года, за преступления германского фашизма, германской армии. Немец достойно принял этот удар, ответив: «Мы видим свою ответственность в том, чтобы подобное никогда не повторилось ни в Германии, ни в мире, поэтому считаем необходимым соответствующее воспитание и обучение подрастающего поколения и молодых солдат. Не мог не «встрять в такой разговор» и я. Конечно, нельзя было обойти при этом разговора об исполнении нашими солдатами «интернационального долга» в Афганистане, ситуацию в Чечне, сложное отношение российского общества к событиям там. Иллюстрацией этого явилось неоднозначное отношение наших граждан к процессу полковника Буданова. Было чертовски приятно, когда после окончания дискуссии ко мне в кулуарах подошла женщина, как оказалось, переводчица нашего круглого стола, и поблагодарила за выступление, сказав, что это очень важно – узнать, «как русские думают». Ведь в западных СМИ, по ее словам, излагают о России лишь голые факты, часто тенденциозно подобранные.

Кстати, вопрос о гражданском и правовом образовании, его значении для формирования духа уважения к правам человека поднимался практически на всех заседаниях, круглых столах, что мне, как человеку, посвятившему этому делу не один год, было важно (и приятно) слышать.

– Константин Петрович, а вам-то лично что дал этот форум?

– Он позволил не только узнать многое о ситуации в странах разных континентов, но и по-новому взглянуть на нашу великую и многострадальную страну. Понять, что вопрос о правах человека, свободе и ответственности личности и государства не имеет границ, он касается всех и каждого и размышлять о нем должен каждый, называющий себя Человеком.

« Новая газета на Дону », № 59, 7 августа 2006 года, с.18


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.

Яндекс.Метрика