Владислав Захаревич: «Университету нужны предпринимательские идеи»

25 января, аккурат в День российского студенчества, в Москве ректор Южного федерального университета Владислав Захаревич на заседании правительства доложил программу развития вверенного ему учебного заведения. На этой же неделе ему довелось встретиться с донскими журналистами и работодателями, где о разговор как о новом вузе, так и о проблемах профессионального образования он вел с жесткостью бывалого управленца, соседствующей с удивительными лирическими отступлениями и финальным признанием в любви к философии.

Как ректор ЮФУ пришел в профессию

Когда я учился в школе № 23 на втором поселке Орджоникидзе, серьезно занимался радиолюбительством, делал радиоприемники. И попалась мне тогда книжка про то, как мальчишка моего возраста изобрел прибор, который, как выяснилось, читает чужие мысли. Меня это так поразило, что я поехал в Таганрог учиться на радиоинженера. Мне очень хотелось изобрести такое устройство. Можете смеяться, но тема моей докторской диссертации оказалась близкой к этой мечте – «Оценка и коррекция состояния человека-оператора в процессе профессиональной деятельности».

Яркое впечатление студенческих лет – участие в стройотрядах. Жизнь так распорядилась, что летом приходилось думать о заработке. Когда набираешь людей в стройотряд – конкурс ведь был! – вроде бы все друзья. Но когда приходится работать по 12-14 часов на жаре, видишь, что тот, кто хорош в обычной жизни, в деле не очень надежен. И, наоборот: тот, кто вроде бы в жизни серенький, оказывается, работает, не поднимая головы. Тогда я понял: человек определяется работой, а не разговорами.

Высшее образование осталось советским

Если посмотреть в целом на российское образование, то оно на сегодняшний день является все еще советским образованием со всеми его плюсами и минусами.

Положительная его сторона – фундаментальность. Минусы таковы: государство планировало подготовку специалистов с тем, чтобы их в соответствии с существующим планом распределить. Сегодня же в федеральном законе «Об высшем и послевузовском образовании» сказано, что главной целью высшего профессионального образования является не удовлетворение потребностей государства в специалистах, а удовлетворение потребности личности в его получении. Распределение исчезло, а система подготовки осталось старой.

Средства на ЮФУ выделены немалые

Высшее образование не просто недофинансировано – очень сильно недофинансировано. И покрыть сразу всю скопившиеся проблемы сложно. Так что три миллиарда в 2007 году на такой коллектив – это не слишком большие деньгами. Всего на четыре года федеральный бюджет планирует выделить ЮФУ свыше10 миллиардов рублей. Они строго распределены по статьям. И среди них есть не все, которые хотелось бы иметь университету. Есть серьезные ограничения на заработную плату, нет средств на проектирование и капительное строительство. Основная часть денег пойдет на обновление научного и учебного оборудования, ремонты помещений. Большие средства определены на переподготовку преподавателей, большая их часть на месте познакомится с передовыми университетами мира, с методикой преподнесения современной информации на базе достижений информационных технологий.

Проблем у ЮФУ больше, чем средств

Главная проблема заключаются в слабой материально-технической базе, которую за выделенные средства мы поправим. Но те площади, на которых идет учебный процесс, не позволяют организовать каждому преподавателю оборудованное рабочее место, как это практикуется во всем мире. Об этом будем докладывать правительству.

Вторая из главных проблем – низкая зарплата преподавателей. Чтобы стать кандидатом наук и занять должность доцента, должно пройти немало лет. И когда 30-летний молодой человек может заработать лишь на еду семье, заставляя его осваивать новые технологии, можно услышать о том, что он еще в четырех местах подрабатывает. Эту проблему надо решать.

Глобальная идея ЮФУ – это создание исследовательского университета инновационно-предпринимательского типа. Суть университета как такового – не колледжа или института! – получать новые знания и передавать их студентам путем обучения. Поэтому тот университет, у кого больше исследований, тот – более университет, чем соседний.

Предпринимательские идеи нужно внедрить в сам коллектив. Они подвигнут людей на то, что диверсификация источников гибкого финансирования этого коллектива проводилась самим коллективом. Своей профессиональной деятельностью можно существенно поднять ту же заработную плату и заработать на оборудование, расходные материалы.

Бизнесу выгоден хороший специалист

Нам не нужны подачки от предпринимателей. Нужно создать систему, при которой деньги целевого капитала (проект о таком фонде уже рассматривается) будут расходоваться на зарплату тому преподавателю, который обеспечит необходимую конкретному бизнесу компетенцию. Но нам нужно знать, какие специалисты необходимы сегодня, а, главное, какие – завтра. Зачем нам выпускать инженера-акустика, который идет работать программистом? На что были потрачены девять семестров? За это время его можно было бы обучить именно тому, чем он стал заниматься после окончания вуза. Понятно и то, что сегодня инженеру нужно давать больше экономических знаний с тем, чтобы бизнес-планирование он мог осуществить с закрытыми глазами.

Россия – давно в Болонском процессе

Проблема в том, что несколько лет назад министр образования РФ подписал Болонскую декларацию. При этом в стране ничего не делается для введения двухуровнего образования. Бакалавр и магистр существуют на бумаге. Работодатели спрашивают: «А что такое бакалавр? » Его вполне устраивает специалист с пятилетним образованием. А бакалавр – это вполне сложившийся специалист, который может начинать свою профессиональную деятельность. Южный федеральный университет пойдет по пути европейских университетов. Увеличение числа студентов будет идти за счет магистратуры – ее по численности студентов будет в два раза больше, чем бакалавриата. То есть, мы будем брать в магистратуру не только своих бакалавров, но и со всей России для обучения на новейшей аппаратуре, по новейшим технологиям и, я надеюсь, жить они будут во вновь построенном общежитии. Хотя государство к нашим просьбам о его появлении пока относится скептически.

х х х

Пока к появлению в Ростове-на-Дону Южного федерального университета многие относятся настороженно. «Из-за недостатка информации», – считает Владислав Захаревич. Его уверенности в правоте дела и желанию работать можно только позавидовать и одновременно пожелать успеха на этом пути, усеянном отнюдь не розами.

«Молот», 26 января, №№ 9-10, с.1


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.