Доброе имя вуза дороже его бюджета

Выпуск специалистов негосударственными вузами области за пять лет увеличился в три раза. При этом большинство из этих выпускников не имеют проблем с трудоустройством. Значит ли это, что организация образования здесь более гибкая? Каково качество образования в этих вузах, и насколько они доступны среднему россиянину? На эти и другие вопросы «Молота» отвечает Имран Гурруевич Акперов, президент Межрегиональной Ассоциации негосударственных образовательных учреждений Юга России, ректор Института управления, бизнеса и права, доктор экономических наук.

–Есть мнение, что в негосударственные вузы поступают те, у кого состоятельные родители и кто боится не выдержать конкурса на бюджетные места. Так ли это на самом деле? Каковы требования к уровню знаний при поступлении в негосударственный вуз?

–В сфере высшего образования в России много мифов. Прежде всего – насчет большого конкурса в госвузы. Да, конкурсы на бюджетные места есть, но это не конкурс в вуз. Надо честно об этом сказать. А теперь пусть мне кто-нибудь объяснит, почему одни граждане платят налоги и обучаются бесплатно, а другие также их платят, но обучаются за свои деньги? То есть, система финансирования высшего профессионального образования несправедлива изначально. Если бы каждый студент платил за свое обучение в том вузе, где он хочет обучаться, то картина была бы совсем иная.

–Согласно статистике по специальностям «экономика и управление», «юриспруденция», а также по гуманитарным наукам в негосударственных вузах обучаются большая часть студентов. Но уже давно идет разговор о перепроизводстве представителей этих профессий.

–А вы много знаете хороших юристов и экономистов?

–У нас вообще хороших специалистов не так много в каждой профессии.

–О чем и речь! Если идет перепроизводство специалистов за государственные средства, это надо пресекать. Но если человек учится по этим специальностям за свои деньги, то – почему бы и нет?! Рынок все поставит на свои места. Не найдя работы, люди будут учиться другим специальностям.

–А есть ли у вас в институте студенты, которые, обучаясь, работают и зарабатывают себе на обучение?

–Начиная с третьего курса, работают многие. Мы и родителей так ориентируем – на помощь своим детям до третьего курса. На пятом курсе работают практически все и могут оплачивать до 80 процентов всей суммы за обучение.

–Разберемся и с таким утверждением: «Качество знаний определит работодатель».

–Сегодня работодатель еще не определился с тем, какой специалист ему нужен, хотя нужно отметить, что бизнес сегодня более подготовлен к восприятию проблем образования, чем образование готово понимать, какой специалист необходим бизнесу. При Торгово-промышленной палате Ростовской области мы создаем дискуссионную площадку, чтобы понять, чего же работодатели хотят от образования. Сегодня образовательные стандарты третьего поколения разрабатываются, исходя из компетентности работника. То есть, сегодня ценятся не профессиональные навыки, не знания, а именно компетентности. И окончательно мнение работодателя будет сформировано через крепкие профессиональные сообщества, процесс формирования которых уже начался

–Россия вступила в Болонский процесс. Готовы ли вы выпускать бакалавров и магистров?

–Мы стали частью европейской системы образования вопреки мнениям многих ректоров и чиновников, которые не понимают, зачем это нужно России. Но нельзя быть частью мирового сообщества и иметь обособленную систему образования. Жалко, что Россия не стояла в начале этого процесса, когда мы могли бы внедрять туда все хорошее из нашей традиционной системы образования и формировать общепринятые стандарты. Мы пришли в этот процесс 39-ми. До нас 38 стран разработали свое понимание образования и сейчас навязывают его нам. Но можно попытаться работать внутри этой системы и все-таки внедрить то, что мы хотим. Вступление в Болонский процесс ускорит процесс модернизации системы образования в России. Надо уже готовить другого специалиста, чем 16 лет назад, а мы его не готовим и не потому, что плохо учим. Мы плохо готовим гражданина – предпринимателя, бизнесмена, специалиста, ориентированного на другого человека. Надо честно это признать. А система бакалавр-магистр замечательна! Она более мобильна.

–Почему?

–В качестве бакалавра человек получает базовое высшее образование на всю жизнь. Далее на этом фундаменте можно возводить какие угодно надстройки. То есть, мы делаем человека более мобильным, а, значит, более востребованным. Советская система образования была более монолитной. Там профессию выбирали на всю жизнь. Для плановой экономики это было нормально.

–Как представляется, негосударственный вуз всегда стоит перед дилеммой: как быть со студентом, который приносит деньги, но который «не тянет»…

–Негосударственные вузы сегодня выполняют важные функции: все, что есть инновационного в технологиях обучения и в системе управления самим вузом, сосредоточено здесь. Мы являемся как бы венчурными предприятиями. У государства есть уникальная возможность экспериментировать бесплатно, а потом все, что получилось на этой площадке, переносить на государственные вузы.

–Да, бюджет негосударственных вузов формируется за счет денег, которые приносит студент. Между ними за студента идет борьба. Но не они выбирают студента, а студент выбирает кого-то из них. Но когда он «не тянет», его отчисляют. В нашем институте «отсев»  – до 20 процентов от набора, потому что доброе имя важнее бюджета.

–То есть, вы – за ГИФО (государственные именные финансовые обязательства), о которых уже все подзабыли?

–Да. А вы помните, для чего придуман ЕГЭ? Для эффективного применения ГИФО! То есть, по окончанию школы выпускники должны были их получать для дальнейшей учебы, и суммы должны были соответствовать данным ЕГЭ. И где наши ГИФО? Их нет, потому что, если мы начинаем работать с ГИФО, мы меняем систему финансирования высшего профессионального образования. Бюджет госвуза в таком случае формировал бы студент, то есть, как в вузах негосударственных. А сегодня он формируется нормативным способом. Не нужен России ЕГЭ без ГИФО, иначе, как мне кажется, теряется смысл отмены традиционных экзаменов.

«Молот», 15 мая, с.3


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.