Кавказ, Крым, Ростов и Воронцов

Воронцовский дворец
Алупкинский дворец, откуда в Ростов-на-Дону приехала выставка «Кавказ подо мной»

Многие ли жители Дона знают, что улица Баумана в Ростове-на-Дону ранее носила название Воронцовской? О том, что Воронцовской же называлась нынешняя Пушкинская набережная в Таганроге, а в Азове — нынешний Комсомольский спуск? А если и кто и вспомнит имя графа Воронцова в истории России, то благодаря дерзкой эпиграмме Пушкина. Но так ли был прав совсем молодой еще поэт и что на самом сделал Михаил Семенович Воронцов для юга России, рассказывает выставка «Кавказ подо мною». Ее привезли в Ростовский областной музей краеведения сотрудники Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника (Крым). Увидеть экспозицию можно в филиале РОМК — Музее русско-армянской дружбы на площади Свободы.

Дружим музеями

По словам Александра Балинченко, директора Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника (сюда входит и Массандровский дворец), с ростовским музеем краеведения у них сложились прекрасные творческие отношения. Потому родилась идея сделать специально для Ростова выставку той части жизни Михаила Семеновича Воронцова, которую он посвятил Кавказу: ведь не только он, но и его потомки много сделали для развития этого края. Россия как цивилизованное государство зашло на Кавказ с иным, чем колониальный, вектором развития. И люди, которые имели отношения к развитию этих земель, это уникальные люди, прекрасно чувствующие все этнические отношения, понимающие богатство края: Михаил Воронцов — один из них.
Кавказ в это время бурлил, и Михаил Семенович со свойственным ему талантом налаживать межнациональные отношения, который он проявил в Крыму, приложил много усилий для развития кавказских территорий. На выставке (учитывая присутствие ее в Нахичевани) сделан акцент на армянскую группу кавказцев. Граф Воронцов был дружен с Нерцесом, пятым католикосом всех армян, и в его библиотеке дворца до сих пор хранится его портрет. И известно, что у католикоса в доме висел портрет Воронцова.
Кстати, когда Михаил Воронцов был назначен наместником царя на Кавказе, с него обязанности генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии были не сняты. А земли, где потом расположится Ростов-на-Дону, входили в Екатеринославскую губернию, а та, в свою очередь в состав Новороссии.

Как эпиграмма памятник спасла

О самом Михаиле Воронцове «Молоту» поведала старший научный сотрудник Алупкинского музея-заповедника Надежда Ковалевская. Кстати, она и подвела корреспондента газеты к гравюре с изображением генерал-губернатора, с которой смотрел на зрителей благородной внешности, умудренный жизненным опытом человек. А как же насчет пушкинской эпиграммы?
По словам Надежды Александровны, эпиграмма была сочинена в узком круге друзей, на «мальчишнике», и не предназначалась для широкой публики — уж для ушей генерал-губернатора точно (с ним поэт имел негласное соперничество по линии родословных — Пушкин считал себя рода царского, хотя и африканского, а документы насчет дворянства Воронцова в течение некоторых лет не просматривались).
Однако именно эта эпиграмма спасла памятник Воронцову в Одессе от уничтожения рьяными революционерами в первые годы Советской власти. Кто-то грамотный из большевистского начальства предложил памятник оставить, но начертать на пьедестале знаменитые пушкинские: «Полумилорд, полукупец….». Поэтому данный памятник можно увидеть и в наши дни.
А сам Михаил Семенович тяжело переживал смерть поэта, будучи несмотря ни на что, почитателем его таланта, и декабристов, хотя и недолюбливал, но в душе был созидателем, и некоторые их проекты были ему близки.

За честь русской армии

Он, будучи командиром русского оккупационного корпуса во Франции и желая сохранить «лицо русской армии», заплатил из своего кармана все долги русских офицеров в парижских кафе. Для этого ему пришлось продать одно из своих поместий, доставшееся от его тетки, княгини Екатерины Дашковой
Галина Куликова, директор РОМК, на церемонии открытия выставки «Кавказ подо мною», отметила, что пару лет назад в Алупкинском дворце гостила выставка из донской столицы, посвященная истории старого Ростова.
Как заявила на открытии выставки сотрудник минкульутры Ростовской области Елена Шевченко, наиболее тесное сотрудничество донских музеев с музеями Крыма началось с 2015 года. Азовский, Старочеркасский, Таганрогский музеи-заповедники сумели за это врем обменяться с ними выставками, а в ростовском Музее русско-армянской дружбы хорошо помнят выставку, приезжавшиую сюда из Дома-музея Максимилиана Волошина из Коктебеля.
«Коллекции объединяют!»- говорил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, говоря о музейных связях. И добавлял «Настоящее — в музеях, остальное — реплики!» К настоящей истории Крыма и Кавказа через личность замечательного управленца этими землями и предлагает прикоснуться выставка в Музее русско-армянской дружбы до 1 декабря.

Читайте также...