Блистательный Коровин — в РОМИИ

Константин Коровин. Севастополь

В залах РОМИИ открылась долгожданная выставка, посвященная 160-летию со дня рожденья одного из самых ярких и талантливых русских художников конца ХIХ — начала ХХ веков Константина Коровина. Это совместный проект Ростовского областного музея изобразительных искусств и Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко.

Лицо русских художников

Живописец и график (работы в этих жанрах мастера представлены в экспозиции выставки в РОМИИ), Коровин проявил себя и как театральный художник: в своей работе ему удавалось добиться синтеза всех составляющих театрального искусства — музыки, живописи, актерской игры и костюмов. Он умел создать декорацию, соответствующую духу и стилю спектакля, что хорошо видно по представленному эскизу декораций к спектаклю «Самсон и Далила».
Василий Поленов, в «пейзажном классе» которого Коровин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, знакомил своих учеников с искусством импрессионистов. В 1883 году Коровин, увлекшись новым художественным течением, написал «Портрет хористки», который впоследствии называли «первой ласточкой русского импрессионизма». Консервативные преподаватели училища не могли простить Коровину следование новшествам — после окончания этого учебного заведения он так и не получил звания классного художника.
Этот факт биографии вовсе не помешал Константину Алексеевичу определить направления в развитии московской живописи конца ХIХ — начала ХХ века с ее реализмом, народностью и любовью к цвету. Он участвовал в создании Московского товарищества художников в 1903 году, стал лицом Союза русских художников, объединявшего лучших московских художников с 1903 по 1922 год.

Константин Коровин. Вечер на веранде

Лучшее

— Живопись, как музыка, как стих поэта, всегда должна вызывать у зрителя наслаждение. Художник дарит зрителя только прекрасным… — утверждал Константин Коровин. Вершиной его творчества признаны те произведения, которые созданы в 1920-е годы. Именно из этого периода творчества мастера и представлены девять живописных и три графических произведений К. Коровина из собрания Ростовского областного музея изобразительных искусств и девять работ из Краснодарского краевого художественного музей им. Ф. А. Коваленко.
При этом «магнитом». притягивающим внимание в экспозиции, все равно, с точки зрения автора этих строк, остаются коровинские «Розы». после взгляда на которые так и хочется воскликнуть: «Блистательный мастер!»
Но как попали эти работы в ростовский музей? Как напомнила замдиректора РОМИИ по научной работе Антонина Нарыжная, первая выставка, посвященная Константину Коровина, прошла в 2020 году в корпусе музея на Чехова, 60, и состояла только из работ мастера, хранящихся в фондах РОМИИ. Но чтобы расширить и дополнить впечатление о творчестве Коровина, и был воплощен в жизнь этот проект, совместный с краснодарцами. Удивительно, что это удалось в столь трудные времена.

Константин Коровин. Высокий берег

Как эти работы попали в музей

Одна из представленных работ приобретена в фонды ростовского музея из частной коллекции, две графические работы переданы из дирекции художественных выставок (Москва), остальные составляют довоенную коллекцию. Есть мнение, что они, также как и краснодарские работы, были переданы в Ростов из государственного музейного фонда, который после закрытия музея живописной культуры в Москве в 1925 году, стал рассылать его экспонаты по музеям страны. Возможно, что-то приобреталось у коллекционеров в Ростове.
Не исключен и вариант следующий: после того, как Ростов оставила Добровольческая армия в 1920 году, комиссия, в которую входили Шагинян и Лансаре, в оставленных квартирах состоятельных горожан собирала произведения искусства. А их хозяева, что вполне возможно, приобрели их на художественных выставках, проходящих в Ростове еще в дореволюционные времена.
Антонина Нарыжна обратила внимание и на графические работы Коровина, которые сегодня изучаются более чем внимательно, поскольку мастер работал и в таком жанре, как архитектура. К примеру, ему принадлежит проект северного павильона Нижегородской ярмарки. Многие исследователи называют Коровина предвестником конструктивизма, поскольку его здания во внешнем виде выявляют внутреннюю свою конструкцию.

Окружение

На юбилейной выставке Константина Коровина в РОМИИ представлены и работы его окружения — тех художников, которые многое взяли из стиля мастера. Это известные мастера «московского импрессионизма» — ЛеонардТуржанский, Петр Петровичев и другие. Стоит упомянуть, что и ученики Коровина (а он преподавал в том самом Московском училище живописи, ваяния и зодчества) составили гордость русской школы живописи — Николай Сапунов, Сергей Судейкин, Мартирос Сарьян, Сергей Герасимов, Павел Кузнецов, Кузьма Петров-Водкин
Кстати, работы Мартироса Сарьяна, хранящиеся в фондах РОМИИ, обещаны к показу на декабрьской выставке в РОМИИ, посвященной юбилею Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств.
Выставка «Константин Коровин. К 160-летию со дня рожденья» работает в РОМИИ до 5 декабря.

Читайте также...