Чехов в стиле хай-тек

Вот такие они — чеховские три сестры и их брат Андрей сегодня

Премьера чеховских «Трех сестер» в Новошахтинском драматическом театре заставила задуматься и о том, что у каждого свой Чехов, и о том, как представлять мысли и поступки чеховских героев на нынешней сцене.

Как тут не вспомнить удивленное восклицание Людмилы Павловны Лисицыной, большой фанатки этого драматурга и режиссера, самой ставившей «Трех сестер» на сцене, когда, опоздав из-за пробки на М 4, она вошла в зрительный зал не в начале действия?! А сказала Людмила Павловна следующее: «Совсем другая эстетика!»

Маша — Александра Сопова

И действительно, режиссер Михаил Сопов выбрал для первых двух действий стиль хай-тек, стиль 1960-х. Главные героини и появляются перед зрителями в первом действии в платьях, стилизованных под выбранное время, давая понять, что и другие герои проживают здесь, но ситуации, в которые Чехов погружал своих героинь, удивительным образом отражают и это время, да и многие другие времена.

Разве легко существовать девушкам, знающим по несколько языков в городе, где и знания-то свои приложить негде — да что знания, и поговорить на своем уровне удается разве что с военными… Недаром в эпиграф на программке спектакля вынесена фраза о том, что жизнь заглушала трех сестер как сорная трава.

Чебутыкин — Юрий Сопов

Вечная тема и Чебутыкин (Юрий Сопов), врач, забывший об основах профессии: вроде как интеллегент, но и Шекспира не читавший, а вид делающий при разговоре об этом авторе, что знает, о чем идет речь.

Кулыгин — Александр Скулков

Именно смещенные временные рамки позволяют сдвинуть акценты на тех героев, на которых в прежних постановках и внимания-то не обратил бы. Тот же Кулыгин, муж Маши (Александр Скулков) вроде бы «пустое место» и живет по предписанным учителям гимназии законам. Но и он страдающая личность, переживания которой тихим голосом, от которого комок в горле, приоткрывает артист в сцене прощания Маши (Александра Сопова) с Вершининым (Игорь Лысенко).

Ольга — Татьяна Климова

В третьем и четвертом действиях режиссер отправляет своих героев — ни много, ни мало! — в космос, но и там люди остаются теми же, что и были, и их отношения друг к другу неизменны. Вот только Анфиса (Елизавета Успенская), в первых действиях хорошенькая девушка в белых чулочках, превращается (не меняя внешнего вида) в… робота-андроида, что молодые зрители «считывают» мгновенно, взрослым же нужно время, чтобы в ситуацию вникнуть.

Прощание Ирины (Кристина Казарова) и Тузенбаха (Дмитрий Нестеров)

Стоит упомянуть и Дмитрия Нестерова, молодого актера, недавно появившегося в новошахтинской труппе и исполнившего роль Тузенбаха. Особенно проникновенен он в сцене прощания с Ириной, и всем понятно, что идет он на дуэль, как на казнь. Сама сцена дуэли, которую режиссер отодвинул на задний план, словно говоря, что это как бы отдельный спектакль, выдержана в духе Тарантино, что опять же далеко не все зрители приняли как должное в этой стилистике. Но она у определенной части зала вызывает восторг, и с этим не считаться нельзя.
Во время спектакля все время возникали мысли о поколенческом восприятии творчества великого драматурга. Действительно, как сегодня разговаривать с молодыми людьми о том, что жизнь, возможно, заглушит их мечты и стремления, как сорная трава?… Режиссер Михаил Сопов сегодня попытался пропустить через себя чеховский сюжет и представить полученный результат публике. Что получилось — судить зрителю, но за саму попытку — спасибо!

Читайте также...

Яндекс.Метрика