Работа ветврачей по борьбе и профилактике лейкоза направлена прежде всего на защиту человека

Проблема борьбы и профилактики такого заболевания крупного рогатого скота, как лейкоз, в последние годы вышла на первый план, оттеснив такие традиционные для нашего региона заболевания, как бруцеллез и туберкулез, с которыми уже научились успешно бороться и которые в Ростовской области отступили на второй план. Недавно в Новочеркасске прошло областное совещание, посвященное этой проблеме, вкотором приняли участие не только государственные ветерианрные инспекторыгородов и районов, но и, уяснив всю важность поднятого вопроса, представители администраций муцниципальных образований.

Интервью заведующим лабораторией по лечению лейкоза Северо-Кавказского зонального ветеринарного института (Новочеркасск), кандидатом биологических наук Владимиром Петровичем Молчановым, директором Ростовской областной ветеринарной лаборатории, кандидатом биологических наук Владимиром Петровичем Руденко и начальником отдела противоэпизоотических мероприятий управления ветеринарии администрации Ростовской области Анатолием Васильевичем Ерошенко.

— Почему о лейкозе так обстоятельно и подробно стали говорить в последние времена?

В.П.Молчанов. Это не совсем так. О лейкозе все время говорили довольно много. Но не были открыты методы обнаружения лейкоза на ранних стадиях. По инструкции убирались только больные животные. А поскольку сам процент больных животных был невелик (он и сегодня один-два процента), поэтому проблема не казалась такой серьезной. Сейчас стали бороться с лейкозом, учитывая инфицированность животных. А их по области — в общей сложности свыше 40 процентов, среди телят — до 20 процентов. В других регионах — для сравнения в Краснодарском крае — 50-60. С выходом в свет новой инструкции 1999 года появилась проблема профилактики лейкоза. Именно потому, что сегодня согласно новой инструкции стали выявляться инфицированные животные, которых несравненно больше, чем просто больных — кажется, что проблема появилась только сегодня.

— А почему появилась новая инструкция? Из-за утверждения вирусно-генетической теории происхождения лейкоза?

В.П.Молчанов. Теория безвирусного распространения лейкоза была пересмотрена после того, как был выделен сам вирус. Было доказано, что для возникновения такого заболевания, как лейкоз у КРС, необходим сам вирус, нарушение генетической системы и генетическая предрасположенность. Появились методы диагностики лейкоза на стадии инфицирования, то есть ранней стадии заболевания. Это значительно облегчает борьбу с ним.

В.П.Руденко. Почему сейчас так громко заговорили о лейкозе? Раньше о заболевании говорили тогда, когда проявлялись его клинические признаки. Сам процесс же инфицирования животного вирусом заметить невозможно, и внешне инфицированную корову порой невозможно отличить от здоровой.

В.П. Молчанов. Появилась и такая проблема, как резкое увеличение скота в частном секторе. А это расфоримрованные фермы, это завоз необследованного скота с других территорий, это отсуствие племенной работы.

— Так чем же опасны именно инфицированные животные, поскольку с больными и так все ясно?

В.П.Молчанов. Существование в стадах инфицированых животных приводит к заражению других животных. То есть, они плодят себе подобных — потеницально больных. Для людей молоко и мясо этих животных опасны тем, что несут в себе вредные метаболиты — продукты деятельности вируса, которые ухудшают пищевые качества продукции.

Перезаражение животных может произойти и через кровь, и через молоко в том случае, когда его, взятое от инфицированых коров и не пастерилизованное, спаивают телятам.

— Да, прямого заражения этим вирусом человека не обнаружено, но вирус-то КРС не зря похож на вирус обезьяны, весьма с человеком схожей по многим параметрам. Мы же не можем исключить такой момент, что вирус пристраивался-пристраивался к человеческой крови, а потом в один непрекрасный момент взял и выстроил свою структуру в том же порядке, что и вирус лейкоза у людей?

В.П.Молчанов. Уже более 25 лет существует секция лейкоза КРС и медиков при Академии наук РФ. По данным эпидемиологов, в частности, профессора Терентьева из Института переливания крови и санкт-петербургского профессора Федорова, который имеет дело с детским острым лейкозом. — говорить об этом преждевременно.

— Если нет передачи вируса, тогда чем же вредна продукция, полученная от зараженного КРС? Чем вредны эти самые метаболиты?

В.П.Молчанов. Вирус лейкоза нестоек, он распадается при пастеризации, но остаются продукты метаболизма. Они возникают, когда вирус ликвидирует ряд аминокислот, необходимых человеку, то есть молоко теряет свои нормальные свойства. Биологическая ценность молока снижается, а продукты распада триптофана представляют собой определенную опасность.

— Какую? Нужно четко это людям объяснить. Ведь любой владелец инфицированной коровы скажет:»Ну и будет мое молоко менее ценно. Не убивать же мне свою кормилицу из-за этого!»

В.П.Молчанов. Продукты метаболизма вовсе не нужны человеческому организму, особенно, если человек генетически предрасположен к заболеванию лейкозом. Когда обсуждали эту проблему с медиками, тоже был призыв:»Раз через молоко инфицированной коровы не заражаются люди, будем употреблять его!» Выступил тогда один старый профессор из Риги и сказал:»Если мы предложим человеку две порции молока — одну от инцифированной коровы, другую — от здоровой, что, во-вашему, он выберет?»

Так же достоверно установлено, что среди инфицированных вирусом лейкоза животных другие незаразные болезни встречаются в два-четыре раза чаще, чем у неинфицированных.

А.В.Ерошенко. В европейских странах есть такое правило: даже, если животное, наколов ногу, перенесло воспаление, — и только! — его мясо и молоко все равно используют только в технических целях или в консервах для животных. Если же на фермах обнаружили туберкулез, бруцеллез, лейкоз и другие болезни, всех животных, содержащихся в данный момент здесь забивают и после проведения хозяйственных и ветерианрно-санитарных мероприятий на ферму завозятся здоровые животные.

В.П.Молчанов. Когда готовились экологические программы по Ростовской области, мы четко сказали о том, что особенно тщательно необходимо проверять молоко, которое поступает на комбинаты детского питания, потому что эти метаболиты при срыве технологии могут попасть напрямую в продукт. Наш институт будет бороться за тендер по определению степени возможной опасности таких загрязненных продуктов для детей. И для человека вообще. Проблема эта изучается и будет изучаться, и пока нет четкой гарантии безопасности — будут существовать такие ограничения. Ведь вирус лейкоза может преодолевать межвидовые пороги! Мы заражаем вирусом лейкоза КРС овцу, и она заболевает, но своим овечьим лейкозом, а не коровьим! Так что трансформацию вируса исключить нельзя.

А.В.Ерошенко. Сегодня мы наблюдаем у человека острое респираторное заболевание, которым в свое время перезаразились от гусей свиньи, потом от них опять заразились гуси, а потом дело дошло до заражения человека. То есть, как мы видим, подобные комбинации в природе происходят.

В.П.Руденко. Почему вирус атипичной пневмании появился именно в Гонконге? Потому что эта территория является мировым стойбищем птиц, которые слетаются туда со всей планеты. Там каждый год возникает новые виды вирусов, к которым оказывается восприимчив человеческий организм, а наука пока не успевает за всем этим проследить и выработать новые вакцины.

В.П.Молчанов. Проблема обостряется сейчас, как уже было сказано, в связи ростом поголовья коров на личных подворьях и за другими социальными изменениями в ведении хозяйств и инструкция просто не поспевает за ситуацией. Поэтому необходимо очень мощное научное обеспечение этой проблемы. Сотрудниками СКЗНИВИ совместно с областной ветеринарной лабораторией подготовлен проект Программы по профилактике и ликвидации лейкоза крупного рогатого скота в Ростовской области на 2003-2007 годы. Там содекржится идея и по органихзации противолейцкозного центра на базе института. Предлагаются и меры по результатам ежегодно проводимого мониторинга распространения этого заболевания в области. Особую озабоченность вызывает тот факт, что в племенных хозяйствах области ситуация с лейкозом не отличается от общей ситуации, то есть практически они все неблагополучные по этому заболеванию. Однако неблагополучными они не объявляются, что нарушает Правила по профилактике и борьбе с лейкозом!

А.В.Ерошенко. Компьютерная программа, созданная в зональном ветеринарном институте будет работать только при наличии инвентарных номеров у животных, содержащихся в хозяйствах независимо от формы собственности.

— Значит, та паспортизация каждой коровы, о чем так много говорили, наконец, начнет претворяться в жизнь и даст свои плоды?!

А.В.Ерошенко. Паспортизация предполагает прекратить бесконтрольное передвижение скота, особенно в частном секторе. Особенно в восточных районах, где из-за расстояний затруднено ветеринарное обслуживание и контроль за движением поголовья со стороны сельских администраций.

В.П.Руденко, Активно проводят паспортизацию в Дубовском, Целинском районах.

— То есть, можно сказать, что покупать корову без паспорта себе в убыток?!

А.В.Ерошенко. Есть узаконенная схема продажи и покупки животного. При покупке животное должно пройти карантин. После того, как оно оказывается у нового хозяина — новый карантин.

И еще один момент, который сдерживает процесс оздоровления скота. Нет компенсации за вынужденный убой больных и инфицированных животных. Страховка вопроса не решает, необходима господдержка. Сейчас на мясокомбинате за сданную инфицированную корову хозяин может получить пять-шесть тысяч рублей, а здоровое животное стоит 12-15 тысяч. С больной-то коровой легко уговорить хозяина расстаться, а вот с инфицированной, где явные признаки болезни еще не видны, это сделать трудно. Она же еще продолжает давать молоко.

В.П.Молчанов. От нее есть вероятность и здорового теленка получить, правда, потом он через молоко может заразиться от своей инфицированной мамаши.

А.В.Ерошенко. Помните, сколько случаев сокрытия инфицированных коров было у нас в Донецке? А сколько закуплено скота на Украине, который оказывался больным?!

В.П.Руденко. Или взять хозяйство «Рассвет» Матвеево-Курганского района, которое закупило 320 голов, из которых 110 оказались инфицированными.

В.П.Молчанов. В прошлом году в наш институт обратились из Аглоса (там расположен племенной центр — прим.ред.). Они подали в суд на хозяйство Московской области, которое продало им больной скот.

— Можно назвать районы, наиболее неблагополучные по лейкозу?

В.П.Молчанов. По поручению Управления ветеринарии администрации Ростовской области СКЗНИВИ разработал прикладную компьютерную программу, соглано которой и составил базу данных по эпизоотологии этого заболевания, и продолжает вести мониторинг по лейкозу КРС. В четырех районах области инфицированы свыше 30 процентов животных, пять районов — не исследованы, в шести районах инфицироваоы от десяти до 30 процентов стада, в восьми районах инфицировано меньше 10 процентов всех животных: среди последних Багаевский, Константиновский, Веселовский, Заветинский. Это ситуация 2002 года. Программа позволяет отслеживать ситуацию по области в целом. Ситуация сейчас под контролем. Когда стал проводиться мониторинг, легче стало бороться с заболеванием.

— А вам не кажется, что необходимо активно просвещать население? Один частник бьется за свою корову, а другой скажет:»Ты же мне вредишь, выгоняя инфицированную корову в общее стадо!»

В.П.Молчанов. У нас проблема в том, что не каждый ветврач, не каждый ветфельдшер может объясниться с населением. А ведь каждый хозяин чуть ли не с ружьем выходит защищать свое животное! Тут впору психолога в штат вводить! К нам из Усть- Донецка одна женщина неоднократно привозила молоко на исследование. И мы, пять или шесть раз переисследовав молоко ее коровы, все-таки доказали, что животное у нее больное. Ведь люди, когда обнаруживается лейкоз у домашнего животного, ищут происки врагов, какие-то козни….Однако нам-то на исследование привозят «обезличенные» кровь и молоко, и мы не знаем их хозяев. Не врач делает диагностику, ее делает лаборатория. А врач согласно нашим данным и инструкции уже принимает меры борьбы по разработанной программе.

В Краснодарском крае утверждена и, что главное, профинансирована программа борьбы с лейкозом, то же сделано в Ставропольском крае, причем возглавил реализацию программу замминистра сельского хозяйства. Принята программа по борьбе с лейкозом и в Омской области (ведь благополучных по лейкозу регионов в России нет!). В Вологодской области начали борьбу с лейкозом гораздо раньше, чем у нас, и вот результат: количество населенных пукнтов, неблагополучных по лейкозу, уменьшилось вдвое. Там, правда, поголовья на порядок меньше, чем у нас, и экологическая обстановка получше.

— А в Ростовской области можно, кроме Донецка, назвать еще положительные примеры борьбы с лейкозом?

А.В.Ерошенко. Зверево сейчас на пути к оздоровлению, хозяйство «Колос» Неклиновского района.

В.П.Молчанов. Хороший пример подает Новочеркасск. Если еще несколько лет назад там было инфицировано 45 процентов поголовья, то теперь — 30. Введение учета поголовья по каждому двору и участие врача в реализации инфицированных животных дает свои плоды.

В.П.Руденко. Разработан план организационно-хозяйственных, ветеринарно-санитарных и специальных мероприятий по профилактике лейкоза КРС в хозяйствах Ростовской области на 2000-2005 годы. Это сделано согласно приказа Департамента ветеринарии Минсельхозпрода РФ. В этом плане разработаны мероприятия по хозяйствам различной формы собственности.

— Можно их перечислить?

В.П.Молчанов. Сначала — обязательные плановые исследования весной и осенью. Кстати, на Украине уже ввели исследования животные раз в три месяца! Затем — немедленный убой больных и инфицированных животных. Обязательный контроль за передвижением поголовья, поскольку бесконтрольность ведет к распространению заболевания. Проведение дезинфекции подворья после удаления оттуда больных и инфицированных коров, очистки от навоза и санитарного ремонта.

А.В.Ерошенко. Помощь администрации и силовых структур — один из факторов, который ускоряет борьбу с лейкозом. Причем меры, принимаемые администрацией, могут быть самыми действенными, поскольку именно у администрации на местах — индивидуальный подход к каждому частнику. Хотя сталкиваешься и с таким: когда ветеринарный врач пытается действовать по закону, а ему в сельской администрации могут сказать:»Не обижайте наших людей! Они и так бедно живут!» Но ведь работа ветврача в том и заключается, чтобы защитить человека и дать ему качественную продукцию.

В.П.Молчанов. Есть надежда на то, что в области уже осознали серьезность проблемы. Во всяком случае, на последнем совещании по лейкозу в Новочеркасске присутствовали заместители глав администраций районов. Не все, но — присутствовали!

В.П.Руденко. После проведенного совещания работа в районах работа активизировалась. И ее подняли именно заместители глав администраций. Пример — город Батайск. В Верхнедонском районе сами приняли программу по лейкозу. В Семикаракорске и в селе Покровском главы администраций провели совещание, посвященное борьбе с лейкозом.

Консультации по этому заболеванию можно получить в Ростове в управлении ветеринарии по телефону — 40-90-27 и в областной ветлаборатории — 32-09-63.

Яндекс.Метрика