Красота в мелочах
Как черт в мелочах, красота таится в деталях. В этом можно убедиться до июля на выставке в Ростовском областном музее, которая так и называется — «Красота в мелочах». Открыла тайны, отвечающие за шарм женщины в конце ХIХ — начале ХХ веков куратор выставки, старший научный сотрудник РОМК, завотделом истории Дона Зинаида Римская.
По словам Зинаиды Николаевны, на выставке представлены более 200 экспонатов — тех самых красивых мелочей, собранных и хранящихся в фондах музея не один десяток лет. Многие из них представлены взорам публики впервые. Лишь несколько предметов заимствованы из частных коллекций.
Кружева
Прежде всего привлекает внимание зрителя витрина с кружевными изделиями. Они по времени относятся к концу ХХ века, когда большинство кружев уже изготавливались машинным способом, а потому они стали доступны не только женщинам высшим, но и средних слоев населения России. И изготовленные из машинного кружева пелерины, воротнички, манжеты очень красивы. Но наиболее впечатляет воротничок ручной работы, вышитый бисером (конец ХIХ века). В одном из женских журналов конца ХIХ века можно было прочесть совет — как переделать платье. Начинался он словами, и сегодня знакомым каждой женщине: «У меня только одно платье!» Для того, чтобы преобразить единственное платье, и предлагалось украсить его различными воротниками.
Популярны были и манишки. Их надевали под платье, когда вырез его был глубоким. Самым популярным воротником начала ХХ века была стойка. Можно было украсить платье и наброшенной на плечи пелериной, которая способна действительно преобразить любое платье.
В конце ХIХ века женщина начинает работать, причем не на фабрике, и в моду начинает входить костюм, который в те годы носил название «тальер» и состоял из пиджака, юбки и блузки. И все внимание женщин переключилось на блузки, которые надевались под пиджак. Они превращались в настоящие произведения искусства (особенно были популярны белые блузки). Как писал в 1903 году журнал «Модный свет», такого изобилия кружев и прошивок, какие представлены в современных нарядах и даже в скромных туалетах, не было уже давно. Российские женщины, и ростовчанки в том числе, так увлекались декорированием костюма кружевами, что порой в одном наряде соединялось все — и бантики, и кружева, и рюши, и кружевные галстуки в том числе.
Письмецо в конверте и ароматы
Господствующий в то время стиль модерн требовал, чтобы и окружающие человека вещи отличались изяществом. Авторы выставки не проходят и мимо таких деталей: в отдельной витрине представлены и бумага для дамских писем, украшенная цветами в уголках, и такие же изукрашенные конверты. При чем писали дамы не только письма, но и записки, извещения о визитах. Любовные письма состоятельные женщины запечатывали особой печаткой, сделанной на заказ.
Чернильницы также представляли собой произведения искусства, а ручки были такими, что о той, которая представлена на выставке, учительница одной из ростовских школ сказала: «Плохое слово такой не напишешь!»
С детских лет женщин приучали к шитью. И здесь тоже находилось место фантазии: тут вам и игольница, шитая бисером, и изящный набор для рукоделия.
Флаконы для духов предоставила на выставку известный ростовский коллекционер всего, что связано с парфюмерией, Людмила Лисицына. Одна из самых известных парфюмерных фирм — фирма Брокара выпускала в начале ХХ века до семи миллионов флаконов духов и одеколонов. Как правило, выпускались те же духи разными фирмами в одинаковых флаконах, но с разными наклейками. Индивидуальные флаконы были редки и также представляли собой произведения декоративно-прикладного искусства. Большое разнообразие флаконов случилось далее.
Деловые женщины начинают носить часы — как правило, медальонные или на цепочке с брелком. И те и другие также представлены в этой удивительной экспозиции — как и носовые платочки, которые имели вовсе не утилитарное предназначение, и предназначались для подчеркивания изящества дамы.
Веера
Самым загадочным и привлекательным акссесуарам женщины — веерам — отведена отдельная витрина. К концу ХIХ века, «язык веера», существовавший в веке ХVIII и начале ХIХ века, уже утратил свою актуальность. Но господство веера продолжалось. Он пришел в Российскую империю с реформами Петра, но уже во времена Елизаветы Петровны в Москве была открыта веерная фабрика.
Представлены веер с перламутровой отделкой, расписные веера, украшенные кружевами, декорированные пухом. И хотя все эти веера неимоверно красивы, это предметы тиражного искусства. Но есть на выставке и уникальный веер, расписанный — ни много, ни мало! — известным донским художником Иваном Крыловым.
В начале ХХ века популярностью набирают веера из птичьих, в том числе и из страусовых перьев. Защитники живой природы были и в те времена, потому в газетах могли появляться карикатуры, изображающие женщину, бегущую за страусом с целью выдернуть из его хвоста перо.
Тем не менее, начало ХХ века было временем прощания с веерами, поскольку уходило в прошлое освещение свечами и керосиновыми лампами, которым на смену пришло электричество, и в домах уже не было так душно. Веера появлялись в руках женщин при походах в театр или на балах, служа украшением.
Сумочки
ХIХ век — век популярности бисерных сумочек. Одна из популярных форм — сумочка-ридикюль, мешочек на длинном шнуре. Самый «взрослый» экспонат выставки вообще — сумочка-ридикюль, на которой вышита бисером дата — 1819 год. Она интересна тем, что имеет застежку — пружину, которая затягивает верх мешочка и захлопывается крышечкой. По бокам у сумочки имеются два «ушка» для шнурка. История этой сумочки неизвестна, но не исключено, что этот подарок был привезен каким-нибудь казачьим офицером своей жене при возвращении из Франции.
В конце ХIХ века в Англии придумали застежку в два шарика, получившую название «поцелуйчик», которая стала использоваться на многих сумочках и кошельках. Были популярны и сумочки-«кольчужки» на цепочке, декорированные металлической бахромой, позвякивающие при ходьбе. В содержимое сумочки порой входил и флакон с нюхательной солью с притертой пробкой.
Зонтики
В начале ХХ века получили широкое распространение прогулки на природе. И дамы в обязательном порядке при этом имели зонтики, чтобы белое личико, ни дай бог, не получило незапланированный загар.
Зонтики (зонтики для защиты от солнца назывались парасольками) были самыми разными. Ручки их были витыми, края аксессуара украшались бахромой.
Для удержания больших шляп использовались шляпные булавки. Их длина доходила до 25-30 см. Концы были острыми и могли поранить не только саму даму, но и ее соседа в том же омнибусе. В 1910-12 годах сначала питерское, а потом и московское градоначальство издает указ, запрещающий дамам заходить в омнибус со шляпными булавками без защищенных наконечников.
Появляются и зонтики от дождя, получившими название параплюй (фр.). Выходя из дома, дама обязательно должна была надевать перчатки. Летом можно было надевать митеночки — перчатки без пальцев. В случае холода руки дама прятала в муфту. Дочка ростовского головы Ивана Леванидова спасала нежные ручки от холода в муфточке, представленной в одной из витрин выставки.
Впрочем, муфточки использовались и как сумки с кошельками, зеркальцем и другими женскими аксессуарами. А на прогулке в эпоху модерна считалось шиком к шелковой юбке надеть блузку и накинуть тальмочку потеплее. Модным было декорировать край тальмы (накидки без рукавов) гофрированным шелком.
Словом, красивым был в начале ХХ века мир женщины. Если походить по торговым центрам сегодня, покажется, что кое-что из него сегодня возвращается — были бы средства…