Лиза Лосева: «Я своих убийц люблю»
Автор романа «Мертвый невод Егора Лисицы» Лиза Лосева победила в номинации «Автор года» четвертого сезона Всероссийского литературного конкурса «Русский детектив». «Живой Ростов», поздравив автора, побеседовал с ней о последнем романе ее литературного детективного сериала в частности, и о литературной работе в целом.
Расцвел как цветок
— Роман «Красный парфюмер. Новое дело Егора Лисицы», по вашим словам, появился в серии неожиданно. Как это случилось?
— Он появился неожиданно — расцвел как цветок, из которого получают аромат. А ароматы — главная движущая сила этой книги. Я выслушала несколько лекций, посвященных истории парфюмерии, кое-что прочитала об этом. У меня давно зрела задумка, что мой герой окажется в Москве 1930-х, когда там кипели стройки. И как-то все совпало: появилась идея о книге про ароматы, определилось место — бывшая фабрика Брокар, а нынче — «Новая заря». Нашлась и реальная история (а их я очень люблю!) о том, как в 1960-х российские парфюмеры изобрели формулу «Лилиаль». Она позволяет синтезировать аромат ландыша.
— Надо понимать, это принципиально для парфюмеров. А почему?
— Ландыши — цветы очень капризные. Добывать из них эссенцию с нужным ароматом сложно. А этот аромат используется везде — и в духах, и в ароматном мире. Формула же решает все проблемы, это был прорыв. Мне показалось это интересным, и я перенесла его во времени в 1930-е. Там есть еще один интересный персонаж — Полина Жемчужная.
— Знающие советскую историю поймут сразу, что речь идет о жене Вячеслава Молотова Жемчужиной.
— Да, это она, которая занималась в те времена вопросами женской красоты. Полина мне показалась очень интересным персонажем. Так все срослось. И появилась очередная книга серии. Каждую книгу я стараюсь писать в очередной разновидности детективного жанра: первый роман был «детективом запертой комнаты», следующий роман — поиски пропавшей женщины. «Мертвый невод Егора Лисицы» — это мистика…
— Историческая, раз на то пошло, мистика!
— Вобщем, я хочу попробовать все эти разновидности.
Оторваться от буржуазного влияния
— Вернемся к парфюмерии. Почему так мало романов о ней? Вспоминается разве что «Парфюмер» Зюскинда…
— Да не так уж мало. Я была в Москве на встрече в библиотеке в клубе ароматов, так у них там была экспозиция, посвященная ароматам в литературе. Но романов, которые были бы полностью посвящены парфюмерии, немного. И, как правило, они европейские. У старой Европы есть традиция создания духов, которая к нам пришла именно оттуда. Или с Востока — когда речь идет о благовониях.
— А вы были на самом парфюмерном производстве?
— Современное производство мне не очень интересно. А мне хотелось посмотреть, как добывается аромат. Есть небольшая компания на Красной Поляне: они собирают цветы, их сушат и добывают из них ароматы. Способы у них совсем старинные. Плюс я посмотрела хроники московских производств 1950-х. Производство флаконов — это же была целая индустрия, искусство, которое с переменами в нашей стране также претерпевало перемены. Первый вариант флакона «Красной Москвы», которая завуалированно присутствует в книге, был футуристичного порядка, хотя для нас сегодня это все-таки «ретро». Тогда люди стремились оторваться от всего буржуазного и сделать что-то в духе перемен века.
— Еще раз повторюсь: у вас замечательно написано, как из не очень благоухающей массы в чанах, стоящих в цехах, появляются те самые ароматы. А когда же в СССР начали заниматься парфюмерией и прочими косметическими делами? Где этот преодоленный рубеж: весь считалось, что красить губы, пользоваться духами — это буржуазные пережитки!
— Да, в книге такое есть: Полина Жемчужная говорит, что мы, мол, поставим столько-то тысяч флаконов духов на прилавки, и в то же время герой читает критическую статью как раз про это. Все шло параллельно: боролись с буржуазным влиянием, и в это же время открывается ЦУМ, бывший магазин «Мюр и Мерелиз». То есть, жизнь немного подвигала идею в сторону.
— Ну, да, женщина оставалась женщиной!
— Продвижению парфюмерии помогла и борьба за гигиену: в Москву приехало много сельских жителей, и агиткампания за гигиену шла полным ходом. А как тут обойтись без мыла?! Оно было, конечно, незатейливым, прошла смена этикеток, но мыло-то производили. И в литературе это было — вспомним «Мойдодыр». А когда появились через несколько лет после гражданской войны элементы красивой жизни, заработала индустрия. Появился спрос — появилось и предложение
Человек интересен, когда делает выбор
— Заметно, что у вас выработалось свое авторское построение сюжетной линии — ну прямо, как у Агаты Кристи, у которой в финале истории Пуаро обязательно собирает всех героев в одной комнате, чтобы наконец-то назвать убийцу. А у вас детективный сюжет набирает обороты постепенно. Проходит потрясающее погружение в эпоху, а потом события летят как снежный ком с горы, а убийцей всегда оказывается человек, за которым «такого подвига» не ожидали. Как вы к этому пришли?
— Я очень люблю человеческую и историческую составляющую своих книг. Но я читала и учебник по криминалистике 1928 года, который читается как роман. Да так и бывает в жизни, когда начинаешь копать, распутывать клубочек. И если тянешь за нужную ниточку, клубочек начинает стремительно распутываться.
— А вы с самого начала знаете, кто убийца?
— Конечно! Это может показаться странным, но я своих убийц люблю, я им сопереживаю и за них волнуюсь. Когда человек просто злобный психопат, за ним следить неинтересно. А интересно, когда человек свои поступки оправдывает. Во второй книги серии про Егора Лисицу есть военный. И он задает вопрос: «Я был на войне. Я вынужденно убивал людей, и мне за это дали орден. А если я сейчас убью любовника своей жены, эту гадину, меня ведь посадят. А почему? Я ведь на войне, возможно убивал людей гораздо лучше, чем он». И, кстати, это реальный вопрос из реального судебного процесса! И когда человек делает такой выбор, мучась при этом, он и интересен.
— Будем ждать следующую книгу про криминалиста Егора Лисицу. А где будет развиваться сюжет?
— На Кавказе. Но я нашла интересную информацию, связанную с исследованием Севера — и до революции, и после. Так что потом хотела бы отправить своего героя Лисицу куда-нибудь за Полярный круг.