Казаки поколения Z — кто они…
Привержены ли молодые казаки (18–25 лет, поколение Z) воинским традициям казачества? Или эти установки постепенно заменяются другими ценностями? Как они и более старшие поколения казаков (поколение Y, не говоря уже о поколении Х) относятся к результатам реализации государственной политики в сфере казачества? Выражает ли казачья молодежь готовность принять личное участие в СВО?
Эти и другие вопросы были заданы в ходе социального опроса, проводимого в рамках госзадания, реестровым и нереестровым членам всех российских казачьих войск. Само государственное задание было инициировано Союзом казаков России и Министерством науки и высшего образования РФ. Руководителем проекта стала профессор, доктор исторических наук Мария Пономарева, возглавляющая сегодня Институт истории и международных отношений ЮФУ.
О результатах опроса довелось побеседовать с доктором социологических наук, профессором кафедры отечественной истории ХХ—ХХI веков Института истории и международных отношений ЮФУ Галиной Денисовой.
Почему ты казак
Проект назывался «Социологический и психологический портрет казачества». И то и другое фокусируется на идентичности — том, кем человек себя воспринимает и что совпадает из этого с той группой, к которой он себя относит. Наш эксперт Галина Денисова рассказала, что в анкету опроса психологи (профессор ЮФУ Анна Черная) внесли литературные характеристики казаков, например, слова Толстого: «Передо мной сидел человек, очень уверенный в себе, как, впрочем, любой человек, носящий оружие». Почему?
Что ни говори, казачество — это служивое сословие. Они служат Родине, и оружие у них есть. Даже если оно не под рукой, он его чувствует, казак с ним сросся, он понимает ему цену. А цену он знает потому, что рожден в казачьей семье и с малых лет уверен, что его назначение — защищать Родину. И это не профессия, это менталитет.
Чувство ответственности за Родину, считают 79,5% в возрастной группе казаков 18–25 лет, восстановлено сегодня достаточно. 24—35-летние казаки не настолько в этом уверены (64,8%), еще меньше так думают 36—50-летние казаки (51%), значительно меньше — казаки старше 65 лет (40,7%).
Откуда взяться мужеству
Если посмотреть сегодня на казачество, то мы увидим реестровых и нереестровых казаков. Реестровое казачество регистрирует себя в реестре, каждый из них должен написать заявление, по сути, контракт на службу. Считается, что именно в этом реестровые казаки видят свое предназначение.
Сегодня государство выделяет средства на поддержку казачества: они идут на организацию и работу казачьих кадетских корпусов, казачьих школ и детских садов, на культурные мероприятия. Но в основе казачьей культуры и быта — служение, которое начиналось с трех лет. А потом служба, казачьи лагеря. Отсюда и стать, и мужество.
Крик «Сполох!» — и не нужно отдельного распоряжения: казак знал, что в течение нескольких часов он должен быть готов выступить в поход. А сегодня? Их к этому готовят?
В какой степени восстановлены воинская организация и воинская служба казаков? 18—25-летние считают, что достаточно (75%). Гораздо меньше довольны этим 25—35-летние казаки (45,2%). О совсем недостаточном восстановлении говорит мнение 35—50-летних казаков (27,6%).
Что есть сегодня патриотизм
На Дону казачье образование порой проходит в историко-фольклорном варианте, в значительно меньшей степени связанном с формированием казачьей отваги и идеи служения. Иначе развивается кадетское казачье образование: здесь формируется приверженность казачьей службе, развивается спорт, включая традиции верховой езды. Сегодня идут, и «еще вчера» начались военные действия. И если ты казак, то твое место — «за ленточкой».
Как относится к этому молодежь? И еще возникает вопрос: а реестровые казаки, подписавшие договоры, готовы к этому? А нереестровые?
— Одна из наших задач, — говорит Галина Сергеевна, — выявление сегодняшнего отношения к реестру. Как выяснилось, нереестровые казаки далеко не все задумывались над вопросом служения.
Болевая точка в этой теме — организация воинской службы казаков. В прошлом казаки служили станицами, были односумниками. И не просто служили вместе, а прикрывали друг друга. «Своих не бросаем» — это их девиз. Сегодня реестровые казаки готовы служить и добиваются формирования казачьих подразделений не только по названию. Это хорошо работало в Первую мировую и во Вторую. В условиях СВО возникли казачья бригада имени М.И. Платова, добровольческие формирования «Аксай», БАРС-18, «Ростов». Но нужно официальное утверждение такого рода формирований в системе Вооруженных сил или Национальной гвардии.
В настоящее время казаки призываются на военную службу так же, как любой гражданин России. Соответствует ли эта норма ожиданиям казаков? 65,5% опрошенных реестровых казаков уверены, что им нужно проходить службу в казачьих подразделениях в составе вооруженных сил или национальной гвардии, сформированных в соответствии с войсковыми казачьими обществами.
Сообразно ментальности
Для сохранения казачества как такового сегодня эту форму стоит закрепить. Более того, казаки, которые сохранили в себе казачий стержень и дух, проявили себя в ситуации, в которой они оказались нужны: когда дело коснулось защиты Крыма. Еще никто не воевал, а они пошли туда сообразно своему пониманию чувства долга.
Нам было интересно, поясняет Галина Сергеевна, насколько сегодня казачий социальный статус соответствует ожиданиям самих казаков — тех казаков, которые чувствуют себя уверенно, обладают собственным достоинством, понимают смысл воинской службы. Опрос позволил выявить группу, которая четко проявляет свою казачью идентичность и демонстрирует соответствующие поведенческие установки. Ее образуют реестровые казаки в возрасте 35–50 лет. Но значительная часть этой группы не удовлетворена социализацией казачьей молодежи.
Казак должен держать в руке то, с чем он будет служить, что формирует его воинскую стать. И дело не в шашке, навыках фланкировки или наличии коня. Сегодня служба требует более широких навыков — от владения силовыми видами спорта и автотехникой до освоения программ кибербезопасности. Но освоения не в игровом формате, а всерьез. Система казачьего образования пока не отвечает этим запросам.
Знают, за что воюют
Смысл исследования заключался и в следующем: посмотреть, насколько казаки удовлетворены политикой, направленной на возрождение казачества. Взять поддержку культуры и фольклора, поддержку казачьего образования, даже администрирование (деятельность Союза казаков) — в целом да, удовлетворены. Но если посмотреть на собственно казачью службу, ее организацию, она вызывает критические оценки.
Задавались вопросы и о поддержке СВО. Большая часть казаков ее поддерживает (мужчины в возрасте 30–45 лет поддерживают все!): они знают, за что воюют, сами принимали участие в СВО. А вот молодежь в этом отношении оказалась совсем инертной: она большей частью согласна со старшим поколением казаков, считающих, что воевать должна профессиональная армия. Она, молодежь, не заражена романтикой военной службы.
Не подменять пограничников, но быть настороже
В выводах исследования, говорит Галина Денисова, мы писали, что если государство на протяжении 30 лет упорно выстраивает политику в сфере поддержки казачества, то нужно доводить ее до логического конца.
То есть нужно создавать определенные условия подготовки к военной службе казаков, которая соответствовала бы их историко-культурному восприятию и современным техническим требованиям.
Сохраняет актуальность ожидание формирования воинских подразделений казаков по казачьим войскам в составе ВС РФ или Росгвардии. Другой вопрос: а в состоянии ли «Всевеликое войско Донское» сформировать такие подразделения? А «Кубанское войско»? Если нет, то приходится констатировать, что сегодня казаки сохраняются как субкультурная группа. А они хотят другого.
И одно важное направление — казачья служба в пограничных регионах России.
Развитие СВО показывает, что проживание в пограничных территориях, например в Белгородской области, обусловливает готовность мужского населения к самоорганизации и действиям в условиях военных угроз.
Поэтому сегодня не случайно идет формирование казачьих войск даже в тех регионах, которые исторически не связаны с казачеством, например в Калининградской области. Так что установка государства сегодня такова: есть инициатива формирования казачества в пограничном регионе — должно быть казачье войско.