Один из лучших в России
В вечер, завершающий торжества в честь юбилея главного художника Ростовского государственного музыкального театра Степана Зограбяна, в реакреациях театра работала выставка работ Мастера. Если судить по географии театров, где ставились спектакли, автором сценографии которых был Степан Арамович, то это практически вся страна.
Все торжественные и ожидаемые слова в честь Мастера на открытии выставки были сказаны, и зрители смогли насладиться зрелищем, которое предстало перед ними на огромном экране: на его фоне и проходила церемония.
Оговоримся сразу, большое впечатление производили и эскизы декораций с неожиданными цветовыми решениями к спектаклям, представленные на мольбертах. Впечатляла и витрина с наградами художника, где дипломов постоянного номинанта Национальной театральной премии «Золотая маска» было не счесть. Но все-таки главным «героем» экспозиции стал он — мультимедийный экран.
Главную театральную награду страны — «Золотую маску» — Степан Зограбян получил за спектакль «Кармен» в Вологодском молодежном театре.
На нем демонстрировались эскизы декораций к спектаклям разных лет, разных режиссеров. которые поражали неожиданностью и даже парадоксальностью сценических решений. Они заставили вспомнить и те спектакли, упоминание о которых даже не прозвучало на выставке.
В начале 1970-х работал в Ростове театр-студия позднее известного в будущем российского режиссера, лауреата Госпремии РФ Геннадия Тростянецкого. Сценографию к публицистическому спектаклю «Обнаженные нервы земли», построенному на газетных публикациях, делал он, Степан Зограбян. Зрительные ряды были выстроены под прямым углом к сцене, а по проходу вдоль них лежала полоска земли. Она «продолжалась» на заднике сцены, где распаханное поле с глубокими бороздами было изображено на … газетах.
Нельзя не вспомнить и о таком спектакле, как «Гроза» по пьесе Островского, где автором сценографии и костюмов был опять же наш герой. Он одел все персонажи в стилизованную под то время одежду, сшитую из грубой мешковины, отделанную вставками из яркого ситца. Да еще и разрисовал ее тенями там, где, по его мнению, они должны были находиться. А на сцене стояли большие ворота, открывающиеся при провозглашении названия города — Калинов.
Степан Арамович — художник, организация пространства в спектаклях которого не только подчеркивает и заставляет видеть новые измерения в решении режиссера, но порой и подсказывает их — и даже спасает спектакли. Взять ту же «Юнону и Авось», где пространство корабля обозначалось взбегающими по волнообразным плоскостям матросами. Или тот же мюзикл «Алые паруса», в котором убогенький сценарий по дивной феерии Александра Грина был спасен эмоциональным взрывом зрительских эмоций, вызванных падающими в финале с неба (конечно, с колосников!) огромными алыми полотнищами.
Из тех спектаклей, которые представлены на мультимедийном экране, выделяется своим решением постановка по произведению Чехова «Палата № 6», поставленном Юрием Ереминым в Центральном театре Российской армии. На сцене была выстроена та самая палата — четырехугольное пространство из грубых досок с большими щелями. Зрители, находящиеся снаружи, должны были наблюдать происходящие внутри сквозь эти щели. Так создавалось и крайний дискомфорт, в котором находились персонажи, и ощущение ужаса, от происходящего в палате.
Архитектурные «гены» говорят в Степане Арамовиче всегда — и как же прекрасно это «выстреливает» на сцене. Стоило только открыться занавесу в «Волшебной флейте» Моцарта— и по зрительному залу вздох: «Архитектор!» На сцене находились руины замка — но какие же живописные и как замечательно позволяли они выстраивать мизансцены режиссеру.
Так что слава Мастеру — и да не убудет его сил и фантазии на долгие годы.
Цифра. Около 200 спектаклей в драматических и музыкальных театрах России и за рубежом оформил художник-постановщик Степан Зограбян.