Нахичеванская мозаика: бриллианты памяти
В Музее русско-армянской дружбы (отдел Ростовского областного музея краеведения на площади Свободы) работает выставка «Нахичеванская мозаика». Она посвящена 245-летию основания города Нахичевани-на-Дону и Ново-Нахичеванской армянской колонии.
Глазами жителей и путешественников
Экспозиция родилась из желания показать жизнь армян на Дону и глазами путешественника, и с точки зрения армянских семей. Так говорит заведующая профильным отделом музея Маргарита Соколова. Поэтому на выставке много места отдано снимкам города в разные десятилетия его существования.
Особое место заняли работы ростовских фотографов Вадима Саркисяна и Ирины Авиловой, запечатлевших виды исторических мест Нахичевани спустя почти 125 лет после публикации знаменитого фотоальбома «Виды г. Нахичевани-на-Дону» 1900 года, который представлен на выставке.
Друзья музея
Трогательна история прозвучавших в залах музея в год 245-летия города произведений поэтессы из Чалтыря Кнарик Хартавакян, любезно предоставленных ее сестрой, заслуженным учителем Российской Федерации Байздарик Хартавакян. Кнарик Саркисовна была не только поэтом и переводчиком поэтических произведений, но и одной из основателей литературной студии донских армян имени Рафаэла Патканяна, которая была создана в селе Чалтырь Ростовской области в декабре 1990 года. Она, дружившая с музеем, говорила, что обязательно появится здесь и на 245-ю годовщину переселения крымских армян на Дон, и на 250-ю. Кнарик Хартавакян ушла из жизни в 2019 году, но, сказала Маргарита Соколова, ее стихи, как она и мечтала, прозвучали в музее в 245-ю годовщину.
Дарят музею семейные реликвии многие нахичеванцы. Так, семья врачей и строителей Трапезонцевых отдала сотрудникам много предметов быта, среди которых есть созданные в 1855–1859 годах. Интересен и такой дар, как коллекция изображений Наполеона: этой личностью в Нахичевани в разные годы увлекались многие. Семья трогательно посмеивалась над Артемием Трапезонцевым, собирателем этой коллекции, но исправно посылала ему изображения полководца из всех мест, где оказывалась.
За каждым предметом — судьба
На выставке «Нахичеванская мозаика» можно увидеть и печать нахичеванского священника Никогоса Боснакияна. Она была передана в Ростовский областной музей краеведения в 2000 году. Сведений о биографии ее владельца крайне мало: например, дата рождения Никогоса неизвестна. По сообщению дарителя печати, будущий священник родился во второй половине XIX века, служил предположительно в армяно-григорианской Успенской церкви города Нахичевани-на-Дону. В возрасте 29 лет он ослеп, но продолжал отправлять службы. Такая преданность своему призванию не могла оставить нахичеванцев равнодушными и вызывала всеобщую симпатию.
В 1909 году священнику была оказана денежная помощь, и его отправили на лечение к известному глазному врачу в Константинополь (там проживала большая армянская община), так как существовала надежда на его выздоровление.
Судьба священника Боснакияна заставила нахичеванцев задуматься о необходимости появления в городе школы-приюта для слепых детей. Идея создания школы для слепых принадлежала нахичеванскому дамскому кружку, существовавшему при коммерческом клубе (об этом писала газета «Приазовский край»). Основная идея проекта школы-приюта для слепых состояла в том, что школа принимала бы детей всех национальностей в возрасте от четырех лет. Однако проект, судя по всему, реализован не был. Во всяком случае, информация о существовании такой школы в Нахичевани отсутствует, сообщила сотрудник музея Наталья Василевич.
Вот такие необычные истории скрываются порой за обычными предметами из представленной «Нахичеванской мозаики».