Очарованные своим временем
В корпусе Ростовского областного музея изобразительных искусств на Пушкинской появилось дополнение к основной экспозиции, в которой можно увидеть произведения русского изобразительного искусства периода «серебряного века».
Выставка с названием «Откровение времени» представляют произведения мастеров конца ХIХ — начала ХХ веков. В фондах музея хранятся картины тех, кого привычно называют представителями «серебряного века» русской культуры. Они и продолжают постоянную экспозицию РОМИИ, демонстрируя искусство рубежа веков.
Основу этой коллекции составили работы членов «Союза русских художников». Он появился в 1903 году и стал одним из самых крупных выставочных объединений начала века. Деятельность этого союза сыграла значительную роль в отечественном изобразительном искусстве и имела воздействие на формирование советской живописной школы. Национальный пейзаж, любовно написанные картины крестьянской России стали одними из основных жанров художников «Союза». Именно в них своеобразно выразил себя «русский импрессионизм» с его преимущественно сельскими, а не городскими мотивами, как на своей родине — во Франции.
Наряду с работами Константина Коровина, Алексея Архипова (в 1904 году он стал одним из основателей «Союза русских художников»), Леонарда Туржанского (увлекался мотивами патриархальной старины), Николая Кузнецова (один из отцов-основателей Товарищества южнорусских художников, участник всемирных выставок и парижских салонов) на выставке представлены произведения художников, которые отражают другие художественные направления и объединения этого времени.
Это известнейший Мартирос Сарьян, Давид Бурлюк (русский поэт и художник, издатель, теоретик и пропагандист нового искусства, написавший знаменитый манифест футуристов с говорящим названием «Пощечина общественному вкусу», где призывал «сбросить классиков с парохода современности»), Роберт Фальк (сегодня признан классиком отечественного изобразительного искусства), Николай Григорьев (ученик Николая Фешина, Константина Коровина и Леонида Пастернака, избравший в качестве главного для себя жанр пейзажа).
Представленные в экспозиции работы художниц-авангардисток Ольги Розановой (ее «Зеленая полоса» считается шедевром беспредметной живописи XX века) и Любови Поповой (прожила всего 35 лет, но ее ставят в один ряд с Натальей Гончаровой, Надеждой Удальцовой, Верой Мухиной) заставляют вспомнить выставку «амазонок русского авангарда» с названием «Подруги», которая сегодня демонстрируется в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (Москва).
Творчество названных мастеров, чьи произведения представлены в РОМИИ, позволяет увидеть все многообразие почерков и манер художников, творивших на рубеже веков. Зритель оценит их открытия и сможет мысленно проследить их развитие уже в ХХI веке, а кто-то, возможно, откроет новые грани талантов этих мастеров.