Грандиозная «Аида»
Таких постановок на сцене Ростовского музыкального театра, пожалуй, еще не было. Спектакль «Аида» превзошел все ожидания публики, которая слышала о намерениях руководства театра иметь эту постановку в своей афише уже не один год.
И вот — случилось! Кажется, что здесь идеально все. Режиссер Павел Сорокин не стал мудрствовать, греша современным прочтением либретто, а постарался вникнуть в авторский замысел создателей оперы. Вникать было во что: сам Верди, поначалу отказался от предложения написать «египетскую» оперу, но сюжет, предложенный археологом Огюстом Мариеттом, заставил композитора загореться этой идеей. Верди сам погрузился в мифологию древнего народа, вникая в сакральные смыслы его культуры.
Как хорошо все это видно на сцене Музыкального! Художник-постановщик Сергей Новиков из Санкт-Петербурга поставил на сцену огромные статуи богов из египетского пантеона: головами эти боги достают до колосников, при этом легко двигаясь, постоянно напоминают о том, что люди, копошащиеся у их ног, все время у них под надзором. Мистическую атмосферу также создает огромный диск Луны (медиахудожник Роман Пугач, Санкт-Петербург) на заднем плане, постоянно поворачивающийся и этим движением также напоминающий о Роке.
Потрясающе звучит хор — вернее, даже три хора, которые своей массой (впечатляет размеренно звучащий и также размеренно двигающийся хор жрецов- хореограф Ярослав Францев, Москва) также заставляют не забывать о всевидящем оке богов.
Изящная, грациозная Аида (а их в театре нашлось аж четверо!) в исполнении Елизаветы Зарянской с нежным, полным чувством летящим сопрано с первой минуты убеждает зрителей: ну, не мог не «утонуть» в любви к ней Радамес (Вадим Бабичук).
Но не будь рядом этой тоненькой эфиопской рабыни, как знать, может быть и ответил он на чувства дочери фараона. Ольга Земскова в роли-партии Амнерис хороша необыкновенно: страсть сжигает ее, и это так чудно отражается в замечательно исполненных ею ариях.
И все эти чувства словно штормом накрывают зрителей, чему в немалой степени помогает мощно звучащий хор (хормейстер-постановщик — заслуженный деятель искусств России Елена Клиничева) и оркестр (дирижер и музыкальный руководитель постановки Михаил Грановский).
Остается лишь сказать про фантастически прекрасные костюмы героев (художник Наталья Земалендинова): понятно, что это не полное повторение египетских оригиналов, но фантазия мастера заставляет думать, что именно такие одежды и носили персонажи этой трагедии.