Символ нации
У каждого народа есть свои символы, в которых зашифрован национальный код: у башкиров это лошадь, пчела и курай. В Донской государственной публичной библиотеке прошла презентация книги члена Союза писателей России Махмута Салимова «Башкирская лошадь».
Автор книги — подполковник в отставке, потому и сравнения у него проскальзывают военные: «Символом полка всегда было боевое знамя. Если оно теряется, полк расформировывают. Так и народ: если он теряет свои символы, он просто может раствориться во времени и в пространстве. Особенно это касается малых народов — таких, как башкиры. В мире насчитывается всего два миллиона башкир. И лошадь — один из наших символов. Мы должны сохранять башкирскую лошадь, иначе можем потерять свои корни».
Потому и взялся Махмут Салимов рассказать об этом удивительном создании — башкирской лошади. По его словам, в России всего три аборигенные породы лошадей — алтайская башкирская и вятская. Их создала природа — не человек. Им не нужна человеческая помощь для того, чтобы выживать и в жару, и в крепкие морозы.
Именно на таких лошадях воевала 112-я башкирская кавалерийская дивизия. Она освобождала Обливский район Ростовской области. Поисковики нашли в этом районе кладбище с более чем двумя тысячами захороненных скакунов. В книге подробно рассказано, где и с кем сражались башкирские всадники — воины, у которых, как и у донских казаков, чувство войны в генной памяти.
Эта не коренастая порода лошадей очень вынослива, однако славится она не только теми качествами, которые помогают всадникам в бою, но и своим целебным кумысом. В книге есть старый снимок башкирской деревни, малой родины Махмуда, где в 120 дворах содержались более полутора тысяч кобыл. Лечить туберкулез кумысом сюда приезжали из Москвы, Вильно, Санкт-Петербурга, Варшавы, словом, со всей тогдашней России. В книге башкирскому кумысу посвящена целая глава.
У башкир есть много народных сказаний, посвященных лошади. Некоторые из них Махмут слышал в детстве от родного брата своего отца — дедушки Нур-Мухамата, который оказался настоящим носителем устного народного творчества. Услышанные легенды и сказки воспроизведены в книге. А потом оказалось, что это продолжение утерянного башкирского народного эпоса «Урал-батыр». Дело в том, что Мухаметша Бурангулов, собиратель эпоса, был неоднократно арестован. Рукопись эпоса при одном из арестов утеряна. А, как выяснилось, в памяти народной сам эпос сохранился и преумножился. «И у меня после этого появилось такое ощущение, что устное народное творчество надежней сохраняет историю, чем архивные документы, — говорит Махмут Салимов.
А после того, как он побывал на фестивале, посвященном башкирской лошади (проходит с 2022 года), увидел, как с горы буквой «Z» спускаются три тысячи всадников со знаменами Российской Федерации и Башкирии, он и подумал, что нужно бороться за «нашу лошадь». Так начиналась эта книга. Издана она в Башкирии, но с ней можно познакомиться в Донской государственной публичной библиотеке.