Современное искусство — проводник мира

Одним из ярких мероприятий европейской художественной жизни 2024 года стала Международная биеннале современного искусства в Дурресе, курортном городе Республики Албания (Durrës International Biennale of Contemporary Art). Это первое крупное художественное событие страны было призвано продемонстрировать и подчеркнуть ценности сегодняшнего дня через концептуальный и философский подход к созданию своих произведений современных художников. Так получилось, что заведующая кафедрой дизайна ДГТУ, профессор Татьяна Бердник стала единственным представителем России в этом масштабном культурном событии. Вот что рассказала Татьяна Олеговна «Живому Ростову»:

— Автором концепции биеннале, ее организатором и куратором стал Олтсен Грипши, профессор, PhD в сфере искусствоведения, видный европейский музеевед, художник и мыслитель. Он также принимает участие в качестве автора художественных произведений и члена жюри в двух международных выставочно-конкурсных проектах, организуемых Международной общественной ассоциацией «Союз дизайнеров» и кафедрой «Дизайн» ДГТУ — «ФОРМА=» и «Экспериментальная графика».

Участникам биеннале в Дурресе была предложена тема, связанная с искусственным интеллектом, уже не призраком будущего, а фактом настоящего.

Олтсен Грипши, куратор Дурресской международной биеннале современного искусства, видел ее цель в размышлении о технологическом настоящем и его влиянии на жизнь современного человека. В соответствии с его замыслом мероприятие должно объединить философские, антропологические, семиотические подходы художников разных национальностей к пониманию перспектив человечества в новых технологических реалиях «гибридного» будущего.

Участие в биеннале приняли 40 художников из 17 стран мира. Они составили экспозиции из живописных и графических произведений, скульптуры, видеоинсталяций, представленных в национальных павильонах. Авторитетное международное жюри выделяла лауреатов по нескольким номинациям — «авторская экспозиция», «национальный павильон», «молодой художнник». Горжусь, что была приглашена куратором биеннале профессором Олтсеном Грипши в экспертную команду жюри.

Насыщенная программа включала не только художественные выставки, но и образовательные беседы, мастер-классы, философские дискуссии. Всего за два месяца с 6 октября по 24 ноября 2024 года Биеннале собрала 2100 посетителей.

Одно из зданий, где проходила биеннале в Дурресе

Значимое для Албании мероприятие получило поддержку центральных и местных албанских правительственных учреждений, широко освещалось медиа различных европейских стран. Организаторы первой биеннале констатируют, что ее успех превзошел все ожидания, пересек границы Албании и стал по-настоящему мировым событием. По результатам создан каталог работ участников, который будет разослан по всему миру, оставив след в художественной жизни современного искусства.

И уже определена тема Биеннале 2026 года — «Семья». Организаторы надеются, что рассуждение о семейных ценностях привлекут еще больше участников. А я, в свою очередь, надеюсь, что во второй Международной биеннале современного искусства в Дурресе примут активное участие также российские художники, дизайнеры и искусствоведы.

Трудно не согласиться с Татьяной Бердник, которая утверждает, что язык искусства универсален. Он сближает людей, народы страны, способствует их взаимопониманию, интеграции различных культур и традиций. Масштабные международные художественные мероприятия выполняют миссию амбассадора мира и добра, рождают интерес к смыслам настоящего и будущего.

Читайте также...

Яндекс.Метрика