Тарковский. Запечатленное время

Жанр «документальный спектакль» столь редок на донской сцене, что только ради него стоит поехать в Волгодонск, чтобы на сцене молодежного драматического театра, существующего всего восьмой сезон, увидеть спектакль «Тарковский. Запечатленное время». Что и сделали члены жюри областного театрального фестиваля-конкурса «Мельпомена-2025».

— Спектакль родился, — рассказал директор Волгодонского драматического молодежного театра Александр Федоров, — в ходе работы лаборатории. Автором сценария и режиссером выступил Родион Барышев. И это его третья работа в качестве сценариста.

Спектакль, как понятно из названия, рассказывает о жизни и творчестве великого русского советского кинорежиссера — Андрея Тарковского. Фильмы Мастера знают и помнят многие, но о его жизни так мало известно широкому зрителю. А ведь она наполнена не меньшими страстями и драматургией, чем картины режиссера. «В спектакле, — рассказывают его создатели, — собранном из документов, воспоминаний, дневниковых записей режиссера, мы постарались воссоздать его жизнь, ключевые моменты, открытия, сомнения, мучения, через которые проходил путь великого русского художника».

Иначе как масштабным эпическим полотном не назовешь эту постановку, которая начинается сценой, когда представители трех стран — СССР, Франции и Италии — спорят, где же должен быть похоронен Мастер. На сцену выведен и сам Тарковский (Игорь Таранов). Внешне актер мало схож с режиссером, но актер настолько убедителен во вскрытии истоков формирования характера и мировоззрения художника, что веришь ему безоговорочно. Нашлось в спектакле место и мистике, когда Джуна (Елена Сергеева) вещает о дальнейшей судьбе режиссера. Тут стоит поблагодарить художника по свету Алексея Наумова, способствовавшего созданию на сцене соответствующей атмосферы.

На центральное место в спектакле претендует сцена с Матерью (Валентина Пугач), чему предшествуют многочисленные кадры из автобиографического «Зеркала». Трагично звучит этот диалог, в ходе которого герои решают не отвечать на письмо отца режиссера, поэта Арсения Тарковского с предложением вернуться в страну.

Остается лишь добавить, что Энжи Таратута, отвечающая за кинематографию в спектакле, отвезла его сценарий во Францию и оставила на могиле Тарковского на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
