Прошла ли гармония поверку алгеброй

Благодаря культурной программе Петербургского международного экономического форума весь мир познакомился с оперой Петра Чайковского «Мандрагора», дописанной искусственным интеллектом в содружестве с композитором Петром Дрангой. Оценкой данного эксперимента занялись многие. Автор этих строк для разговора о этом событии выбрала Мадину Клиничеву, автора либретто музыкально-хореографической драмы «Тихий Дон. Мелехов», премьера которой с оглушительным успехом состоялась в Ростовском музыкальном театре в финале сезона. Мадина Леонидовна выросла в музыкальной семье, потому понимает суть этого вида искусства с младых ногтей.
Почему оно случилось
Дописывать пятиминутный музыкальный отрывок «Хор цветов и насекомых в Иванову ночь» Петр Ильич вообще-то не собирался, хотя в 1869 году поначалу и вдохновился предложением своего друга, ботаника и математика Сергея Рачинского написать оперу на фантастический сюжет. Еще бы, сказочная ночь, сказочные герои, но другой друг Чайковского, композитор Балакирев отговорил его от данной работы: мол, не сценично все это.
Нынешним создателям-продолжателям классика так не показалось. И вот одна нейросеть рисует сногсшибательные декорации (основной элемент сценографии — огромная голова, мол, не в воображении ли героев все это происходит?..), другая дописывает намеченное в общих чертах композитором либретто, а третья в коллаборации с Петром Дрангой дорабатывает музыкальную ткань произведения. Перед искусственным интеллектом, отвечающим за музыкальную часть, была поставлена задача предлагать варианты, из которых композитор выбирал лучшие. Петр Дранга признался, что в качестве материала для обучения ИИ других сочинений Чайковского не использовал — только исходный фрагмент «Мандрагоры» и свою музыку.

Вокальные партии исполняли солисты Большого и Мариинского театра, за дирижерском пультом стоял Валерий Гергиев. Маэстро напомнил, что музыка «Мандрагоры» в Петербурге звучит в первый раз — но ее уже исполняли в московском «Зарядье». По его мнению, показанная на форуме смелая сценическая версия говорит об открывшихся новых возможностях.

Герман Греф, президент и председатель правления Сбера, отметил, что современные технологии становятся настоящими соавторами для людей, работающих в креативных сферах.
«Премьера оперы «Мандрагора» в Мариинском театре является результатом совместной работы выдающейся группы музыкантов, сценографов, режиссеров и нейросетевых технологий Сбера — GigaChat для либретто и разработки сюжетной линии, Symformer — для композиций, а также Kandinsky — для декораций», — уточнил Греф.

Произведения, созданные в России с помощью ИИ
— В 2022 году издательство Individuum выпустило первый в мире сборник рассказов, сочиненных Павлом Пепперштейном в соавторстве с нейросетью-двойником. Книга получила название «Пытаясь проснуться». Половину из 24 текстов написал человек, половину — ИИ.
— В марте 2023 года вышел сериал СТС «Сидоровы». Сценарий для ситкома написала нейросеть, опираясь на материалы проектов телеканала.
— В Новосибирском театре оперы и балета в 2024 году показали оперу «Сказка о царе Салтане», оформление которой создано с участием ИИ.
Вопросы зрителя эксперту

— Можно ли вспомнить в истории русской музыкальной культуры случаи, когда недописанные произведения композиторов-классиков досоздавали их коллеги?
— Да, были случаи, когда оперы дописывались. Да и не в русской музыке тоже: Реквием Моцарта дописал его ученик. А сейчас мы сам Реквием воспринимаем как цельное произведение. Модест Мусоргский не довел до финала две своих оперы — «Саламбо» и «Женитьба». Второй акт «Женитьбы» дописал Ипполитов-Иванов, музыкальные фрагменты «Саламбо» попали в другие произведения композитора.
— Принято считать, что искусственный интеллект, так сказать, напитывают данными, и он проникается логикой, способом мышления композитора. Насколько адекватной его таланту может быть созданная ИИ музыка?
— В принципе такое возможно, потому что музыкальный текст поддается анализу. У каждого композитора есть свой почерк, есть свои мелодические приемы. Анализировать при помощи искусственного интеллекта музыку можно — то есть, по словам классика, проверить алгеброй гармонию. Искусственному интеллекту надо только правильно определить жанр, ритмический рисунок, тональность и попросить его написать заданное в стиле этого композитора. По сути, это будет переработка его предыдущих текстов. То есть, мы получим произведение, которое будет очень похоже на музыку этого композитора. Но беда в том, что в ней совершенно не будет души.
— Да уж, если вспомнить того же Пушкина: «Одной любви музыка уступает. Но и любовь — мелодия!»
— Когда композитор работает над текстом, это становится выражением его чувств, его переживаний. В качестве примера в «Тихом Доне» разный музыкальный рисунок у двух героинь — Аксиньи и у Натальи — потому, что композитор относится по-разному к этим двум женщинам. Это очень заметно, потому что, с одной стороны, это яркая страсть длиною в жизнь, но это страсть. А, с другой стороны, святая женщина, которая достойна поклонения и любви, но она не получает ни того, ни другого. И автор так сопереживает Наталье, что и зритель невольно проникается теми же эмоциями. Вот это и не может передать искусственный интеллект.
— Петр Дранга, осмелившийся «дописать» Чайковского, говорит, что эксперимента он не боялся, считая, что в данном случае немножко «быть хулиганом» обязательно.
— Но музыка идет из сердца. Я абсолютно уверена, что ИИ сможет сделать хорошую ремесленную работу, но она никогда не будет гениальной. Бетховен написал всего четыре ноты — и все (речь о начале Пятой симфонии композитора — прим. ред.). А искусственный интеллект не может так даже помыслить! Развить тему он сможет — но не больше того, потому что так стучало сердце Бетховена. «Алгебра» сердце композитора не заменит.
Зритель будет голосовать «ногами»
Премьеру «Мандрагоры» на ПМЭФ-2025 приурочили к 185-летию со дня рождения Чайковского. По словам Петра Дранги, опера будет включена в репертуар Мариинского театра, и в новом сезоне ее услышат все желающие.

Как отнесутся к ней обычные меломаны? На форуме эксперимент получил высокую оценку за визуальные решения: видеомэппинг (3D-проекция на физический объект окружающей среды — прим. ред.) и 3D-графика создали эффект «оживших» мифологических миров. Многие зрители отметили масштаб постановки с участием более 170 артистов и новаторский подход к сценографии, где центральным элементом стала гигантская голова-декорация с проекциями.
Но музыкальная часть оказалась более чем спорной. Зрители уловили в ней элементы стилей Чайковского, Стравинского и даже советских песен! Литературная сторона либретто, созданного ИИ, также не удовлетворила многих из-за простенького (на уровне частушек) текста. Некоторые зрители покидали зал после первого акта, посчитав оперу затянутой…

