Больше учить — и меньше тестировать

За тем, как быстро меняется законодательство в сфере образования, можно уследить лишь тогда, когда сам заново проходишь школьную программу с собственным ребенком. Вот и с 1 сентября этого года тоже есть перемены, о чем автор этих строк побеседовала с зампредседателя Законодательного собрания Ростовской области — главой комитета по образованию Светланой Мананкиной.
По единому стандарту
— Сначала спрошу о федеральных основных образовательных программах.
— Минпросвещения России разработало их два года назад. С 1 сентября 2023 года они стали обязательными для всех школ и всех классов, с первого по одиннадцатый. И с тех пор ФООП, так мы сокращенно их называем, уточнялись уже дважды.
— Время идет быстро, так что почему их меняют, понятно. Но зачем вообще их ввели?
— Еще недавно была большая вольница в том, что и как преподавать, не говоря уже о большом разнообразии учебников. И семьи, меняя место жительства, оказывались в сложной ситуации: ребенок при переходе в другую школу ничегошеньки не понимал, так как учился по иной программе, по другому учебнику. Другой пример — результаты ВПР, ОГЭ и ЕГЭ: у учеников одних школ — высокие, других — значительно ниже. А причина не столько в качестве преподавания, сколько в разнице программ и учебных пособий! Введение ФООП призвано устранить дисбаланс.
Жесткий лимит на проверку
— После слов федерального министра просвещения Сергея Кравцова о едином расписании в интернете поднялся изрядный шум. Почему?
— Полагаю, что шумели зря. Ведь министр говорил не о едином расписании, а о единых поурочных планах по отдельным предметам. Они вводятся в школах с 1 сентября. В них заложена оптимальная логика изучения того или иного предмета — последовательность донесения содержания, объем изучения конкретных тем в теории и на практике. Все это на пользу и педагогам, особенно молодым, и школьникам. Если учитель следует поурочному плану, то ребенок гарантированно получит тот объем знаний, который в итоге будут проверять на экзаменах. Плюс тот, кто пропустил урок, всегда знает, что нужно изучить самостоятельно.
Еще одно новшество ФООП: по каждому учебному предмету теперь указан перечень элементов содержания для проверки. Включая итоговую аттестацию — ОГЭ и ЕГЭ.
— Мы нередко слышим жалобы на частые контрольные в школе. Будет ли что-то меняться в этом направлении?
— Да, теперь объем оценочных процедур жестко регламентирован — не более 10% учебного времени, отведенного на предмет в конкретном классе. Задача: меньше тестировать и больше учить. Продолжительность контрольных также ограничена. Это 45 минут, если мы говорим о классах первой и второй ступени, потом контрольные могут быть и более длительными — чтобы подготовить детей к формату ЕГЭ.
— А что касается родительского контроля?..
— Федеральная программа — по сути, тот стандарт, который должен выполняться. Теперь по ряду предметов предусмотрено поурочное планирование, а значит, родители вправе с ним ознакомиться и, например, контролировать, соблюдается ли 10-процентный лимит на контрольные. Также мы можем запросить перечень знаний и умений, которые ребенок должен вынести по итогам освоения того или иного предмета в определенном классе. К примеру, получив такой перечень проверяемого содержания по литературе, мы будем точно понимать, что читать на летних каникулах, какие произведения освежить в памяти перед выпускными экзаменами. Все это родители вполне могут себе позволить.
Два года на «исторический перелом»
— А теперь вопрос о преподавании истории. Что у нас там происходит?
— У нас вырастает количество часов, отпущенное на изучение истории. Что спрашивают прежде всего: где вы возьмете учителей истории в таком количестве? На самом деле все не так критично, потому что почти на этот же объем уменьшается количество часов обществознания, а в 90% случаев оба этих предмета преподает один и тот же педагог.
Другое дело, что экзамен по обществознанию — это профильный ЕГЭ для поступления в некоторые вузы. И, соответственно, возникает вопрос: что будет с обществознанием? Сохранится ли этот экзамен? Какой объем знаний будут тестировать? Его сократят или оставят прежним? Если он будет прежним, то осваивать его надо будет по сути самостоятельно… Или ЕГЭ по обществознанию все-таки заменят на экзамен по истории, но с элементами обществознания? Кстати, такое предложение президенту уж высказали Владимир Мединский и его соавторы по новой линейке единых учебников истории для школьников. На мой взгляд, такое решение требует очень взвешенного подхода. Школьники должны заранее знать, к чему готовиться, как минимум за два-три года до ЕГЭ.
— Тогда, может быть, у нас и число желающих стать юристами поуменьшится?
— Действительно, некоторые специалисты нашему рынку труда в том объеме, в котором их выпускают вузы, не нужны. Как правило, бюджетный набор по таким специальностям ежегодно сокращается. Но вузы не прочь заработать, и в ответ на сокращение бюджетных мест увеличивают коммерческий набор, в результате, по сути, готовят будущих безработных. Или тех, кто будет вынужден работать не по специальности. Чтобы разорвать этот замкнутый круг, в федеральный закон об образовании внесены изменения, в частности, государству дано право регулировать число платных мест. Система начнет работать с 2026 года.
— Упускаем год!
— Лишь отчасти. К примеру, льготный образовательный кредит под 3% годовых уже с этого года будет доступен только тем, кто поступает в колледжи и вузы на востребованные на рынке труда специальности. Думаю, это повлияет на коммерческий набор.
С позиции регулирования платного образования, на мой взгляд, довольно интересен опыт Китая: там объем платного набора четко увязан с уровнем трудоустройства. Не менее 70% выпускников платных программ должны найти работу по специальности. Если доля трудоустроенных ниже, вуз теряет право набирать студентов на это направление. Все просто и логично. Так что изучить опыт наших соседей, скажем так, было бы неплохо.

