Про любовь

Не так часто государственные и частные музеи объединяются для создания единой выставки. А зря: результат практически всегда получается отменный. Так что стоит поспешить в Ростовский областной музей изобразительных искусств с тем, чтобы увидеть выставку, посвященную любви во всем ее многообразии.
Экспозиция, которая так и называется «Про любовь» — это коллаборация РОМИИ и выставочного центра «М—Галерея». Здесь сочетаются бережно хранимые в фондах музея работы донских художников многих поколений и работы из фондов частного собрания Татьяны Колывановой (как донских мастеров, так и художников из других регионов).
По словам искусствоведа Галины Головкиной, выставка интересна и следующими обстоятельствами: мы можем заглянуть в век ХХ и увидеть работы тогда еще начинающих мэтров донской живописи — тех же Владимира Кленова, Валентина Щебланова. А рядом с этими полотнами — уже работы сыновей Щебланова, которые, закончив Суриковский институт, вернулись в Ростов и здесь стали участвовать в выставках.

— Идея выставки и родилась с одной из их картин, — рассказала на открытии выставки Татьяна Колыванова. — Это был заказной портрет председателя рыбколхоза «Красная звезда» Приходько с внучкой Наташей. Когда я увидела эту масштабную работу, то поняла — вот это Любовь! Потому что все эти корабли, пароходы, дирижабли — все для тебя, любимая внучка.

Это замечательное чувство, что «движет солнце и светила», представлено на выставке во всем своем многообразии. Материнская любовь, пишет в своей статье, посвященной экспозиции, директор РОМИИ Светлана Крузе, занимает особое место в изобразительном искусстве. Образ матери с ребенком встречается в работах художников разных стилей и эпох. Одна из самых проникновенных работ на выставке «Про любовь» — это «Мать и дитя» не так давно ушедшего от нас художника Алексея Шагинова. Две фигуры — матери и ребенка, две пары глаз, объединенные одним зрачком — кажутся единым целым, порождая мысли о сострадании и нежности.

Современный семейный портрет зачастую отвергает пафосный подход, характерный для других эпох. Тимофей Теряев, известный и любимый многими поколениями донской мастер, ломает в своем творчестве установленные штампы и стереотипы. Он показывает семью как глубокое внутреннее переживание. Более чем задорная пара молодоженов Владимира Кленова бодро шагает с ярмарки на фоне афиш — и фильма «Тихий Дон», и концерта ансамбля донских казаков, и … выставки самого художника.
Более чем нестандартный подход к теме у Виктора Северинова-Лысенко: изображены два брошенных самоката у ворот, оклеенных объявлениями. Они, написанные от руки, обрывки чьих-то судеб, несбывшиеся надежды и мечты. Отсутствие людей на картине создает ощущение недосказанности, предлагая зрителю самому домыслить историю любви.

Замысел организаторов выставки заключается и в том, чтобы зрители попытались увидеть любовь в простых бытовых проявлениях — в ожидающей гостей пожилой женщины у стола с тарелкой блинов и крынкой молока, заснувшего мальчика на полотне «Макароны по-флотски», в фигуре «Женщины с яблоком» Вячеслава Потапина, в руках, лепящих пельмени на картине Юрия Джиналиева.
Этот выставочный проект — своеобразное зеркало наших собственных чувств, воспоминаний и переживаний. Он напоминает о том, что подлинная любовь —— это далеко не всегда романтика, но и тихая радость от простых вещей, способность ценить моменты искренности и взаимопонимания.
Познакомиться с выставкой «Про любовь» можно до 5 октября 2025 года.

