100 мест: Волго-Донской канал

Волго-Донской канал

Волго-Донской канал

Единственный на Юге России, этот канал представляет собой комплекс гидротехнических сооружений, раскинувшийся на 300 километров. Из них 101 километр занимает непосредственно судоходный канал с 13 шлюзами, тремя насосными станциями, мостами и другими вспомогательными строениями.

Попытки его создания относятся еще ко времени царствования Петра I. Но только в середине ХХ века идея соединить Волгу с Доном получила свое воплощение. Комплекс сооружался на берегу рукотворного Цимлянского моря в 1945-1949 годы.

Авторский коллектив, включавший 12 архитекторов и двух инженеров, создал ансамблевую композицию, прославляющую одержанные победы в степях между Волгой и Доном в гражданскую и Великую Отечественную войны. Для оформления комплекса использованы традиционные классические формы, характерные для советской архитектуры конца 1940-х – начала 1950-х годов.

Вход из русла Волги в канал через шлюз № 1 украшен монументальной триумфальной аркой. Последний шлюз на пути в Цимлянское водохранилище оформляют пропилеи. Они увенчаны пьедесталами с изваяниями казаков-всадников, взметнувших шашки.

Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина. Общая схема

Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина. Общая схема

Маяк в виде пирамидального сооружения с рострами в основании завершен ротондой с колоннадой.
Волго-Донской канал – памятник архитектуры и инженерного искусства середины ХХ века, как и другие грандиозные каналы советской эпохи, сооружался не только руками свободных советских граждан, но и в значительной мере трудом заключенных – репрессированных в довоенные, военные и послевоенные годы.
Официальное открытие канала состоялось в конце июля 1952 года. Тогда при входе в канал с Волги высилась фигура Сталина на пьедестале (простояла до 1961 года и была заменена фигурой Ленина работы скульптора Вучетича).
После сооружение канала Ростов-на-Дону стал с полным правом называться «портом пяти морей».

Шлюз №15 Волго-Донского канала при выходе в Дон, графика А.Лазарев

Шлюз №15 Волго-Донского канала при выходе в Дон, графика А.Лазарев

Марка СССР (1951): Волго-Донской канал

Марка СССР (1951): Волго-Донской канал

Подборка фотографий и рассказов об уникальных местах Донского края

добавить на Яндекс

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

Ваш комментарий появится после того,
как пройдет премодерацию.