Премьера в ТЮЗе: Стоит ли жить в качестве русского?…
В Ростовском академическом молодежном театре идет спектакль «Я – Ротшильд!». Этот «психологический детектив» по роману Федора Достоевского поставила заслуженный деятель искусств России, главный режиссер театра Лариса Лелянова, она же – автор инсценировки.
Можно много спорить о том, должен ли сегодня спектакль идти пять часов 10 минут (включая антракты), примет ли зритель проблему «отцов и детей», облеченную в столь непривычную для нашего времени форму и прочее. Но именно такая постановка предъявлена сегодня публике, и надо отдать должное, кресла в зале не пустели на глазах в течение трех актов, а аплодисменты после окончания представления звучали долго.
Хотя сразу отметим: спектакль не для любого зрителя. Разобраться в хитросплетениях сюжета для тех, кто не читал первоисточника, даже с подсказками программки – труд нелегкий. Но кто сказал, что театр должен только развлекать, а не заставлять заходиться сердце от каждого, практически всегда неожиданного поворота сюжета?!
Здесь все необычно и непривычно – и все время свивающийся в спирали снег (точный признак северной российской столицы), подсвеченный «пирамидами света» уличных фонарей; и возникающие из ничего и тут же падающие двери многочисленных комнат (художник-сценограф Владимир Авдеев), и зимний каток с актерами на коньках-роликах, и появляющиеся в непривычных для зрителя амплуа любимых актерах.
Нет, только в России люди могут так пронзительно мучить друг друга и любовью, и ненавистью, как это делают герои Достоевского. Даже не понимая этого, каждым своим словом Аркадий Долгорукий (Александр Волженский), внебрачный сын аристократа Версилова (а юридический – его дворового человека Макара Долгорукого) открывает скрытые доселе от посторонних глаз отношения и в семье, и в окружающем обществе. Хотя, с нашей точки зрения, не хватает пока молодому актеру, с одной стороны, простодушия и некой наивности, с другой – пронзительности уязвленного самолюбия.
Справедливости ради постичь и вынести на публику те глубины души, которые открывает великий писатель, задача крайне сложная. Но в очередной раз приходится убедиться, что в этом театре есть актеры, которые как никто в Ростове могут «держать второй план». Замечательна сцена двух сестер – Лизы (Людмила Мелентьева) и Анна Андреевны (Елена Волобуева) и Аркадия, в которой мало что обозначено словами (теми самыми простодушными вопросами) и много чего из скрытых и запутанных отношений становится понятным зрителю. Сдержан и обаятелен с манерами сдержанного хищника герой, вокруг которого и развиваются события – выхоленный Версилов в исполнении заслуженного артиста Николая Ханжарова. Особенно хороша его сцена с Катериной Николаевной (Анна Корзун), где окончательно становится ясной подоплека многих событий. Как же любят и ненавидят они друг друга одновременно, как хотят отомстить – опять же друг другу! – за невозможность быть вместе. А куда деваться – дал обещание аристократ жениться на своей дворовой Софье, матери его внебрачных детей.
Это героиня заслуженной артистки России Валерии Исквориной, автора ярких и острохарактерных образов. Здесь же она почти бесцветна. Словом, тот самый народ, который можно чуть презирать и с мнением которого можно уж точно не считаться. А разгребает всю окружающую грязь отношений Татьяна Павловна (заслуженная артистка России Ольга Щелокова), которой, несмотря на свою хромоту, удается успевать повсюду.
Перед нами ХIХ век и интрига, построенная на письмах, что в веке ХХI вряд ли возможно. Хотя налицо те же отношения «отцов» и «детей», нравственные принципы поколения предыдущего не приемлющие. Так отчаянно крикнуть, как Аркадий: «Да оставьте все меня в покое!» сегодня могут возопить многие подростки. Очень современный спектакль, а ответить на вопрос Крафта (Александр Кондрух), прозвучавший в спектакле — стоит ли жить в качестве в качестве русского? — должен дать ответ себе каждый зритель.
Фото спектакля
Ростовский областной академический молодежный театр (ТЮЗ)
Другие театры Ростова
Ростовский музыкальный театр
Ростовский академический театр им М Горького
Новошахтинский драматический театр
Ростовский Театр Кукол