Пора нам в оперу. Современную

Опера Гарета Уильямса Телеграмма, Ростов-на-Дону, фото Веры Волошиновой

Опера Гарета Уильямса «Телеграмма»

В рамках фестиваля международной конференции «Оперный театр: вчера, сегодня, завтра» в Ростове-на-Дону состоялось несколько премьер опер ростовских и шотландских композиторов. Оказывается, что в донской столице по-прежнему продолжают писать оперы.

Композитор Аракс Матевосян написала камерную оперу по прозе и стихам поэта Апухтина «Любовь графини Д. в письмах и стихах». Этого поэта в свое время за сентиментальность «разносили» критики, но его стихами зачитывались современники. Его поэзия оказалась донельзя подходящей для романсов и, как выяснилось, для оперы-дуэта. По словам профессора Ростовской государственной консерватории имени С.В.Рахманинова Анатолия Цукера, примеры таких опер-дуэтов, в основе которых лежит переписка влюбленных, имеются в истории. Но в этой, написанной ученицей Арама Хачатуряна, сделана попытка, считает Анатолий Моисеевич, приоткрыть завесу той тайны, которая окутывает творчество Апухтина. Исполнили оперу доцент консерватории  Наталья Мещерякова и лауреат международных конкурсов Игорь Апарин.

На Камерной сцене Ростовского музыкального театра можно было в эти дни услышать оперы — «Сны Каштанки» Михаила Фуксмана, мини-оперу «Русская рулетка» Алексея Хевелева и три маленькие оперы Гарета Уильямса«Разрыв», «Телеграмма», «Танцуй до рассвета». Эти три оперы произвели на слушателей большое впечатление. Оказывается, за 10-15 минут, не используя громоздкую сценографию, можно взять слушателя «за живое» и самим музыкальным произведением, и вокальным исполнением, да и самим сюжетом. Сидят у окна две женщины и видят идущего по их улице почтальона, который (действие происходит во время Второй Мировой) несет тяжелую весть. В какой дом он зайдет — вот в чем вопрос. В финале выясняется, что он несет эту весть в свой дом.

«Русская рулетка» Алексея Хевелева (сам автор предпочел выступить в роли чтеца и исполнить партию фортепиано) поставлена режиссером Юрием Соловьевым ярко и смело. Те же певцы, которых довелось видеть и на премьере ранней версии «Войны и мир», выступили здесь в принципиально других образах — и крайне удачно. Каждый персонаж, перед тем, как испытать на себе «русскую рулетку», исповедуется перед публикой, для чего композитор предоставил в их распоряжение выразительный музыкальный материал.

Во время просмотра этих сценических воплощений современных опер не давал покоя вопрос: ну почему все это нельзя услышать на сцене нашего Музыкального? Ну хотя бы «Любовь графини Д….» вместо банального вечера романсов на Камерной сцене? Речь идет о воспитании зрителя на современной музыке — долгом и кропотливом — после чего с формой и содержанием можно экспериментировать и в Большом зале. Ростов, право же, город не с такими уж и купеческими нравами, как показал прошедший фестиваль.

Мировой классический репертуар, конечно, велик, но что вспомнят по прошествии некоторого времени о 2010-х годах?…