Общение в Интернете исправляет мировоззрение

В ИУБиП идут занятия по английскому языку с ростовскими школьниками, фото Веры Волошиновой

В Ростовской области реализуется международный проект по обучению английскому языку детей из неблагополучных семей при помощи информационных технологий.

Обучение идет уже второй год. Как рассказала руководитель проекта, профессор Ростовского института управления, бизнеса и права Ирина Розина, письмо с просьбой отобрать желающих учеников для обучения по этой программе через министерство общего и профессионального образования было направлено в ростовские школы. А там знают семьи, которые и неполные, и где есть сироты, и где есть дети с проблемами здоровья, и дети под опекой, тех детей, кто — малообеспеченных, и многодетных семей. Два года назад таких 13-14-летних набрали 40 человек, 13-летние остались в резерве. Дети были разделены на группы по уровню знаний.

— У нас в Сети создано свое англоязычное сообщество детей, обучающихся по этой программе — международной программе широкомасштабного доступа к английскому языку, — рассказывает Ирина Розина. — В ней участвуют девять городов России и 42 страны мира. Со следующего года в России подключатся еще два города. Работающие в программе преподаватели проходят стажировку. Наши педагоги ездили в Ставрополь и в Казань. Кстати, и вожатых (для летних лагерей), и учителей мы также отбирали по конкурсу.

В программе обучения — два блока — один языковый, другой связан со страноведением. Один из методов, которые используется, таков: как уже сказано, создано региональное сетевое сообщество. По словам Ирины Розиной, ростовские дети и педагоги его создали сами — вместе с Новочеркасском (там этот проект учитель Лариса Филимоненко делает на базе своей школы). Это вариант «лягушатника», где ребята учатся общаться в чатах, выкладывать снимки, их комментировать. Потом то же самое они делают — только уже на уровне международном. А в том, другом сообществе, общаются дети разных стран. Там периодически проводятся конкурсы: к примеру, одновременно во всех странах, где действует программа, объявляется тема, которая и обсуждается в чате. В прошлом году был конкурс, посвященный своему городу: «I am Rostov», «I am Samara» и так далее, Нужно было сделать ролик с рассказом о своем городе. Сейчас идет конкурс фотографий. Он называется «Открытка из дома». Снимок должен характеризовать видение своего дома у подростка, что детям, у которых своеобразные отношения в семьях, не так легко и сделать. Ведь требуется не просто снимок, а и к нему текст, поясняющий, что снимок символизирует.

Учитель английского языка Елена Владимировна Румянцева, работающая с ребятами в рамках программы, рассказала о посещении ее учениками сайта газеты «Дейли Телеграф». Им очень понравился формат новостей. И они решили делать такие же новости о своем Ростове. Сделанные ими новости выкладываются в Интернет на сайт регионального сообщества программы.

Павла Сима, ученика ростовской школы № 70, направила сюда преподаватель английского языка его школы. «Здесь — супер! — говорит Павел. — Мы изучаем английский язык и культуру разных стран. При помощи информационных технологий узнаем много нового. У меня есть друзья в сетях из Мексики. Там такая же группа, изучающая английский, мы общаемся.
Александр Киктенко, одноклассник Павла, назвал имена своих «сетевых» друзей — Джона Силвера и Элисон Пауэр из США.

Голицына Юля из ростовской школы № 93 о программе узнала от школьного преподавателя английского. Пришла, посмотрела, понравилось. Она очень рада, что есть возможность разговаривать с носителями английского. «Летом к нам приезжали ребята из Новочеркасска, — рассказывает Юля, — которые также занимаются по этой программе, к нам приезжали и музыканты из США. Летом у нас был свой лагерь, мы занимались играми на английском языке. В чате общаемся с турками и мексиканцами.
Вика Шпетер из ростовской школы № 53, рассказала, как она с ребятами побывала в знаменитом лагере «Орленок». Они там также занимались английским языком в интерактивных формах.

Восьмиклассницу Катю Жмурину из школы «Эврика» захватила идея создавать на английском языке новости. «Мы с подругой Настей Мироновой выбрали тему «Танцующий город» (есть такая молодежная программа в Ростове-на-Дону — прим.ред.). Они составили текст, подобрали картинки, а учителя выложили все это в Интернет.

— Обычным детям родители могут дать все в отношении языка— и на курсы устроить, и преподавателей нанять. Наш проект тем и хорош, что позволяет также заниматься детям, которым в обычной жизни такого — не видать, — считает Ирина Розина.

— И мы видим, — продолжает Ирина Николаевна, — как они изменились за два года. Мы и хотели, чтобы они увидели нечто другое, к чему они, может быть, привыкли. Есть много трудных моментов, связанных с их мировосприятием, но мы работаем с этим и не отчисляем никого. Если дети уходили, то — сами, это был их выбор. Остались те, которым это интересно, которые почувствовали вкус к учебе и у которых наметился прогресс, что немаловажно. Они заговорили на языке, они стали работать с учебниками. А ведь у некоторых и навыки обучения отсутствовали: они не умели учиться — выполнять задания, относиться серьезно и заинтересованно к тому, что делают. А, надо отметить, в этом возрасте осваивать информационные технологии гораздо легче, чем студентам. Вы только представьте себе — наши дети учили мексиканцев заводить в социальных сетях «свой профиль»!