Ростовской организации Союза композиторов России грозит уход в небытие

Глава союза композиторов Ростова-на-Дону, заслуженный деятель искусств России Анатолий Цукер

Глава союза композиторов Ростова-на-Дону, Анатолий Цукер

Ситуация с самим существованием организации композиторов нынешнему ее руководителю Анатолию Цукеру, доктору искусствоведения, профессору, заслуженному деятелю искусств России видится тревожной.

— Но начнем все-таки с хорошего. Долго еще не забудется прошлогодний фестиваль «Опера вчера, сегодня, завтра», где прозвучали оперы ростовских композиторов. Возможно ли его повторение — хотя бы и малых масштабах?

— Мы бы, разумеется, хотели его провести, но мероприятие такого рода очень затратное, и в этой связи, наверно, уместно будет сказать о закулисной и довольно невеселой стороне нашей жизни. Конечно, внимание юношеской аудитории и исполнителей радует, но за пределами этого композиторы остро ощущают свою ненужность. В областной долгосрочной программе «Культура Дона» даже не упомянуто словосочетание «союз композиторов». Сегодня союз полностью снят с областного финансирования, которое, пусть в скромных размерах, было до нынешнего года, может быть, как компенсация за отнятое у него помещение. Сегодня мы единственный бездомный творческий союз. Все, что мы имеем — это комнатушка в четыре квадратных метра в помещении консерватории.

Большего нам выделить не могут: консерватория сама испытывает острый дефицит аудиторного фонда. Но ведь есть же дома композиторов в Нижнем Новгороде, Саратове, Красноярске, Воронеже. И дело не только в стенах: ценнейшая библиотека Союза, которая собиралась 70 лет, сейчас хранится в подвале. Наши рояли находятся в Музыкальном театре. Мы полностью лишены возможности цеховой работы.

— Помогает ли вам система грантов?

— Мы подали заявку на конкурс Президентских грантов. Будем подавать заявку и на областной конкурс. Здесь мы выдвигаем экспериментальный проект: «Ростовские композиторы — сельским школьникам». Ведь сегодня все, кто живут в области за пределами мегаполиса, особенно в сельских районах — это самая эстетически обделенная часть населения.

За последние четыре года ни одно произведение композиторов-ростовчан не было приобретено по линии министерства культуры области, не было ни одного творческого заказа — как будто союза не существует. То есть, лицевая и изнаночная стороны нашей жизни находятся в парадоксальном противоречии.

— Какие у вас взаимоотношения с Музыкальным театром?

— И с музыкальным театром, и с филармонией, и с ее симфоническим оркестром отношения самые дружеские. Для наших акций и театр, и филармония предоставляют свои залы. Но если бы это была выстроенная система «сообщающихся сосудов», в которую входил и союз, такое взаимодействие было бы более результативно.

— От чего зависит создание такой системы?

— Свердловская филармония стала процветать, когда ее концерты стал посещать губернатор Россель. После этого более пристального внимания удостоился и союз композиторов. Конечно, многое зависит от первых лиц. Что-то зависит и от наших инициатив. Но композиторы по природе своей — люди интеллигентные и спокойные. Все войны и скандалы, проходившие в других союзах, нас совершенно не коснулись. Наверно, композиторы — не с такими «кулаками». Но тут уж ничего не поделаешь.

— Но почему вам не предоставили ничего взамен ушедшего помещения, где нынче разместилось Общественное собрание?

— Речь шла о временном выезде, и консерватории предписывалось приютить нас только на время ремонта того помещения. Консерватория делает сегодня все для жизнедеятельности союза, но что-то просто не в ее силах.

Недавно закрылся союз композиторов в Ставрополе. И вовсе не фантазия — закрытие нашего союза. Закончатся банковские операции, нас лишат счета, и мы перестанем существовать как юридическое лицо. Наш бухгалтер давно уже сидит без зарплаты и работает на чистом энтузиазме. У нас в организации сегодня — 35 человек. После Москвы и Санкт-Петербурга — это самая крупная композиторская организации в России. И окончание ее существования после 70 лет деятельности не будет способствовать укреплению престижа Ростова как культурной столицы Юга России.

— И каков сегодня «размер вопроса»?

— Небольшой зал, которым бы мы могли пользоваться, и пара комнат для деятельности правления, секционной работы и для размещения рояля и библиотеки. Можно назвать несколько организаций, которые могли бы нам предоставить помещения. И их престиж от этого только бы повысился.

На имя губернатора области было направлено письмо за подписью председателя Союза композиторов России, народного артиста России, лауреата Госпремии России Владимира Казенина, где выражена обеспокоенность судьбой одной из старейших в стране его организаций. Руководитель Союза надеется, что предоставление помещения для композиторов Ростова даст новый импульс всей музыкальной жизни города и области. Но ответа на письмо ростовские композиторы еще не получили…