Каким быть настоящему учителю?

Открытый урок министра общего и профессионального образования Ростовской области Игоря Гуськова в В Донском педагогическом колледжеВ Донском педагогическом колледже прошел открытый урок министра общего и профессионального образования Ростовской области Игоря Гуськова. И в этот же день Народный клуб Общероссийского национального фронта и ростовский филиал клуба политического действия «4 ноября» провели круглый стол «Какой будет средняя школа?». Прозвучавшие в разных стенах мысли удивительно срифмовались друг с другом.

Право принять участие в открытом уроке в колледже было предоставлено лучшим студентам всех курсов. Пришли на эту встречу с министром и выпускники. Всем оказалось полезным познакомиться с полной картиной образования Ростовской области. во всяком случае – той ее частью, которая находится в ведении министерства. А это школы, профессиональные училища и лицеи, большинство колледжей и техникумов.

К хорошему быстро привыкаешь, потому воспринимаются как должное 806 миллионов рублей областного бюджета, выделенные в 2011 году на ремонт 47 муниципальных учреждений образования. Но далеко не во всех субъектах федерации так. В Волгоградской области, пример которой привел министр, считают: если учредитель школы — муниципалитет, за счет местного бюджета и должен проходить ремонт её здания. «Потому, — отметил Игорь Александрович, — и приходят школы наши сейчас в нормальное состояние: ведь на ремонт каждой могут быть выделены до 100 миллионов рублей из областного бюджета».

В федеральном центре не устают удивляться тому, что уже пять лет Ростовская область, обгоняя финансово более благополучные субъекты РФ, занимает первое место в номинации «Научно-техническое творчество». «А это потому, — считает министр, — что на Дону сохранилась система дополнительного образования, в частности, детские центры технического творчества. Сейчас они имеются в 23 муниципалитетах, в 2012 году поставлена задача их появления во всех 55 муниципальных образованиях».

Но это материальная база системы, а как удержать молодого учителя в школе? Ведь сегодня средний возраст преподавателя в школе — 46 лет, и молодые неохотно идут в школу из-за снижения престижности педагогической профессии и социального статуса педагога, из-за невысокой оплаты труда молодых специалистов, недостаточного уровня их социальной поддержки. Потому и счел необходимым министр рассказать студентам и выпускникам о том, что сегодня делается в области для молодых специалистов в образовании. Оказалось, что даже федеральный грант в 500 тысяч рублей не сможет удержать выпускника педвуза, если у него по приезду на место работы не окажется жилья.

Игорь Александрович привел собственный пример, когда, приехав выпускником Ростовского университета в Волгодонск, он сразу же получил квартиру.

Но, как выяснилось, «квартирный вопрос» сейчас успешно решается в некоторых муниципалитетах области. Льготу на получение жилья получили 50 молодых педагогов, наибольшее количество — в Октябрьском © районе (12 человек). Льготу на оплату аренды жилья имеют в Морозовском районе три молодых учителя, один — в Мартыновском районе. 33 молодым специалистам предоставляется служебное жилье в Батайске. В Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Волгодонске предусмотрены им и выплаты помимо заработной платы.

Вопрос учительской зарплаты стал предметом дискуссии и на круглом столе, прошедшем в Народном клубе Общероссийского народного фронта. Как известно, с 1 сентября она должна быть увеличена. Но, напомнил Александр Уваровский, пришедший в клуб не как начальник управления образования Ростова-на-Дону, а как педагог, эта зарплата никогда не была высока. И размер оплаты труда, по убеждению Александра Павловича, проработавшего в школе 37 лет, никогда не влияет на результат работы учителя.

Настоящие педагоги работают потому, что им интересно. В 2008 году управление образования и ПИ ЮФУ провели опрос среди учеников и педагогов — что ребенок хочет видеть в учителе? На первом месте оказался ответ — учитель должен понимать ребенка.

Как же сделать так, чтобы молодой педагог, приходя в школу, видел в ребенке, прежде всего личность? И как пробудить интерес у ребенка к учебе? «Применение неправильных технологий позволяет исчезать этому изначально присутствующему в маленьком человеке интересу», — таково мнение Владимира Никитина, замдиректора гимназии № 12 Ростова-на-Дону. А ведь сегодня, говорил Владимир Васильевич, при использовании информационных технологий у всех учителей есть возможность создать на занятиях «атмосферу открытия». Потому «золотой век» профессионального учительства — впереди.

Но и страна должна поменять отношение к учителю. «Как только заговорили об образовательных услугах, — считает преподаватель Донского педколледжа Иван Алексеенко, — мы приравняли учителя к официанту». «А педагог — „дорогая техника“, — заявил глава Ростовского отделения Всероссийского педагогического собрания Александр Нечушкин. — И эта „техника“ нуждается в хорошем уходе».

Но и сам учитель должен понимать — если он не будет являться образцом для ученика, то найти взаимопонимание ему будет очень трудно. Вот и призналась Наталья Масляева из ростовской школы № 43, что их директор предлагает постоянно на сей предмет контролировать себя. А это достаточно сложно: сегодня, как выяснилось. 95 процентов учеников (во всяком случае, в донской столице) пользуются Интернетом.

И все-таки, какими же должны быть качества учителя в школе будущего? И ответ министра срифмовался с тем, что говорили на круглом столе: надо любить свою работу и любить детей. Именно поэтому, по словам Генри Адамса, он влияет на вечность…