«Дорогим» специалиста делает практика

Грамотные управленцы в экономике — основа инновационного развития области. Как их воспитывать? Что такое бизнес-образование сегодня — в посткризисный, как считается, период? Должно ли такое образование сегодня поддерживать государство? Мнения экспертов по этим вопросам порой расходятся кардинально.

Но одно в чем сходятся все — так это в оценке образования МВА, которое, как принято считать, хотят получить большинство россиян, работающих на управленческих должностях в компаниях, но имеющих непрофильное высшее образование. Аббревиатура МВА обозначает Master of Business Administration, то есть, магистр делового администрирования.

Только, говорит Марина Александрина, директор представительства HeadHunter в ЮФО, специалисты, поучившиеся в таких международных бизнес-школах, сегодня дороги и далеко не все имеют опыт по внедрению набранного теоретического багажа именно в России.

После кризиса потребность в специалистах с дипломами МВА упала и сейчас не восстанавливается. 17 процентов из опрошенных руководителей попросту боятся брать на работу таких специалистов, но, тем не менее, 20 процентов руководителей, в основном, в сфере финансов и маркетинга, их на работу возьмут. Однако для большинства руководителей наличие диплома МВА и российского, и зарубежного образца, на выбор специалиста не влияет. На рынке труда смотрят, в основном, на навыки специалиста.

В посткризисный период, по мнению Галины Агуреевой, президента Южно-Российского клуба HR-менеджеров, подход у предприятий и фирм к обучению своих сотрудников резко изменился. Знания для повышения квалификации теперь предпочитают давать внутри самой компании — и не бесплатно. Сотрудникам либо выдают кредиты с погашением их части самой компанией, либо (правда, это перспектива) заключается договор о том, что обученный сотрудник отработает затраченную на его обучение сумму, не покидая фирму в течение оговоренного времени. Что вполне оправданно: когда человек отдает за образование собственные средства, он и учится, и использует полученные навыки по-другому. Пример тому — обучение своих сотрудников «Донским Табаком» и «Дон-Плазой».

Такую точку зрения фактически поддерживает Ирина Мишурина, завкафедрой антикризисного и корпоративного управления РГЭУ(РИНХ), руководитель повышения квалификации и переподготовки кадров, доктор экономических наук, профессор, руководитель губернаторской программы подготовки кадров. Для обучения нужна мотивация. Губернаторская программа подготовки кадров для малого и среднего бизнеса предполагает смешанное финансирование. Но даже те, кому в софинансировании отказано, платят собственные средства, но учатся, потому что — необходимо.

— Но прежде, чем говорить о бизнес-образовании, поговорим о профессиональном поведении специалистов, — возражает коллегам Гарник Кочарян, консультант-партнер консалтинговой фирмы «Ключевой Фактор». — Сегодня на рынке результат, полученный любой ценой, важней полученного в результате профессионального поведения. По словам Гарника Оганесовича, в деловой культуре у нас пока ценности профессионализма оцениваются не так высоко, как должно быть. Потому необходимо найти те точки, где грамотное профессиональное поведение управленцев дает нужные результаты, и их развивать. И пора прекратить мучить вузы: грамотные управленцы воспитываются только на рабочих местах.

— Инвесторов привлекает в регионе кадровый потенциал, — заявил Имран Акперов, ректор Ростовского института управления, бизнеса и права. — Значит, необходимо прогнозировать, какие кадры понадобятся в области через несколько лет, а, главное, необходимо опережающее их обучение. О подобном прогнозировании в области говорится на разных уровнях уже не один год, но «воз и ныне — там».

Что касается форм бизнес-образования, то сегодня инновации в этой сфере, по данным HeadHunter, таковы: применение информационных технологий, в том числе, дистанционное обучение. Это также обучение работе в команде, что позволяет развивать те качества у обучаемого, которые сегодня востребованы. Это давно забытое наставничество, называемое модным термином «коучинг». Это обучение технологиям «бережливого производства», а именно — что нужно сделать, чтобы достичь высокой эффективности бизнеса с гораздо меньшим количеством ресурсов и площадей.

И хотелось бы знать — кто всему этому и где в Ростовской области сегодня учит?…

Яндекс.Метрика